Blue Flower

 

 

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


biblio-otk-279.jpg
С.Ю. Куняев На северо-западной окраине города начинается улица Дворянская. Спланированная по генеральному плану, она начала застраиваться с 80-х годов XVIII века и в старину состояла из трех отдельных улиц с разными названиями: Нижне-Дворянская (Аптекарская), Дворянская и Козьмодемьянская. Все крупные дома на Дворянской построены богатыми купцами, коммерсантами, заводчиками. В двух и трехэтажных зданиях с вместительными подвалами устраивались конторы, склады, постоялые дворы, хозяйственные заведения. От того времени нам остались некоторые памятники конца XVIII - начала XIX вв.
biblio-otk-280.jpg
На углу Дворянской и Васильевской привлекает внимание двухэтажный каменный особняк с балконом, опирающимся на четыре колонны, и декоративными арками. На высоких пилонах ворот красуются чугунные вазы художественного литья. В литературе этот дом носит имя одного из владельцев - Тимченко, но, как считает Г.М. Морозова, исторически правильнее называть его усадьбой заводчика Демидова, так как в конце XVIII века это было одно из его владений. Чуть выше, на противоположной стороне, располагались благотворительные учреждения братьев Малютиных: богадельня (1870 г.) и детский приют (1871 г.). Здание в стиле ампир, с величественной массивной колоннадой, поддерживающей портик, было построено в начале XIX века для купца Шедора Торубаева. Но в 1825 году дом приобрел с публичного торга купец А.Г. Кушинников (Кувшинников), который открыл здесь щетинное заведение. Кушинникову и его дочери дом принадлежал до
biblio-otk-281.jpg
1867 года, а затем был продан правлению Малютинского банка, которое и разместило в нем благотворительные учреждения. Богадельня была в двух каменных двухэтажных флигелях, предназначенных один - для мужчин, другой - для женщин, по 50 кроватей в каждом. Заселяли богадельню престарелыми и увечными калужанами купеческого и мещанского сословий. Во дворе, между флигелями, помещались церковь, сад, огород и баня. Детский приют чуть позже разместился в главном трехэтажном корпусе. На первом этаже была столовая, комната для игр, спальня для мальчиков; на втором - приемный зал, рабочая, класс для девочек, общая комната для детей. На третьем этаже располагались спальни для девочек и больница. Первоначально предполагалось содержать в приюте 20 детей, но к 1887 году - их уже более 100.
biblio-otk-282.jpg

biblio-otk-283.jpg
На левой стороне бывшей Козьмодемьянской улицы высится церковь Косьмы и Дамиана, которая до 1794 года находилась на Богоявленской улице (ныне ул. Кутузова), но была разобрана и перенесена на настоящее место. Строительство здесь церкви стоило больших для того времени денег - 70 тыс. рублей серебром. 81 81 Внешняя архитектура храма выделяется своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Этот храм - единственный в Калуге памятник культовой архитектуры в стиле зрелого барокко. Двухъярусный четверик имеет закругленные углы, сильно выступающие за линию прямых стен. На эти углы поставлены высокие двухъярусные башенки боковых куполов. Близко 81 53
biblio-otk-284.jpg
примыкающие к центральному куполу и главе, они образуют могучее и эффектное завершение храма. Изящна пятиярусная, высокая и стройная, колокольня. По мнению М.В. Фехнер, «композиционный прием, близкий к творчеству знаменитого мастера русского барокко В.В. Растрелли, позволяет предполагать, что автором этой церкви был кто-то из его учеников». Немало чтимых икон находилось в калужских храмах. В церкви Косьмы и Дамиана - это образ Богоматери Страстной и образ Почаевской Богоматери, привезенный из Почаевской лавры на Волыни: перед ним после воскресной всенощной совершались молебствия. Перед образом святых Косьмы и Дамиана до конца XIX века служили молебен перед началом обучения детей. Храм видел под своими сводами поэта-радищевца А.А. Писарева, Н.С. Кашкина, П.Н. Свистунова, членов их семей, декабристов Е.П. Оболенского и Г.С. Батенькова, участвовавших в обряде крещения детей Свистуновых. Гавриил Степанович Батеньков, уроженец г. Тобольска, был единственным представителем Сибири в движении декабристов. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 - 1814 гг., член Северного общества, он активно участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади. Около 20 лет Г.С. Батеньков провел в одиночном заключении в Петропавловской крепости, а затем был отправлен на жительство в Томскую губернию. С 1857-го по 1863 год Г.С. Батеньков жил в Калуге. Дом по Дворянской улице (ныне ул. Суворова, 42) он купил для себя, когда по амнистии выбрал для жительства Калугу и поселился здесь с выписанной из
biblio-otk-285.jpg
101 Томска семьей своего умершего друга Э.И. Лучшева, которому поклялся позаботиться о них. Батеньков благоустраивал свой дом, разводил при нем цветник, на территории, прилегающей к дому, построил флигель по составленному им самим проекту, так как был архитектором. Он гулял по тенистым улочкам города, посещал дома знакомых калужан и продолжал заниматься литературной деятельностью. Из-под пера Батенькова выходит стихотворение 101 «На мой приезд в Калугу»:
biblio-otk-286.jpg
42 22 Друзья мои! Какой судьбою Я б ни был занесен сюда, Я рад нисшедшему покою, Душа свободна и горда. Готов себя в счастливцах числить, Могу светло и ясно мыслить. Стихи слагаются легко, Зефир прохладу навевает. Скажите: разве что мешает Дышать всей грудью глубоко? Власть очарованного круга И непреложна и крута. В самом названии Калуга - Все та же скрыта круглота. Меня, Окою окаймленный, Рекою тихой и смиренной, Град новосельем подарил, И солнца луч, едва приметный, Своей улыбкою приветной Пришельца ласково почтил. 101 Осень 1863 года Г.С. Батеньков встретил уже больным человеком. Он умер 29 октября в своем калужском доме на Дворянской улице. До настоящего времени дом сохранил в целом первоначальную планировочную схему и представляет интерес как памятник истории, связанный с именем декабриста. 101 Недалеко от Дворянской, на Сальной улице (ныне ул. Труда), осенью 1895 г. был открыт Работный дом. Инициатива его открытия принадлежала отцу Иоанну Кронштадтскому, который пожертвовал для этого 500 рублей. Работный дом должен был способствовать сокращению нищенства и предоставлять возможность заработка. Пожертвования на устройство Работного дома
biblio-otk-287.jpg
вносили многие калужские купцы. Почетными членами попечительства были избраны Иоанн Кронштадтский, как инициатор этого благого дела, и самый крупный жертвователь князь Н.Д. Голицын, калужский губернатор. работный дом, выстроенный в русском стиле, состоял из трех просторных изб с пристройками, соединенными между собой. Громадные комнаты с высокими потолками и большими окнами наполняла масса света. При доме был открыт ночлежный приют, разбит сад и огород. В результате получился благотворительный комплекс, негласная биржа труда. С 1896 года в саду,
biblio-otk-288.jpg
посаженном за домом, ближе к Пятницкому кладбищу, стали устраивать ежегодные сельскохозяйственные выставки. Для этого построили несколько павильонов, а для полного благоустройства запустили два фонтана. Работный дом просуществовал вплоть до 1917 года. А еще выше Сальной улицы, севернее Пятницкого кладбища, 16 августа 1898 г. был торжественно открыт беговой ипподром Калужского общества охотников конского бега. По воспоминаниям К.Н. Голицына, летом 1911 г. на ипподроме проходили показательные полеты самолета при большом стечении калужской публики и первых лиц города.
biblio-otk-289.jpg

biblio-otk-290.jpg
Ниже Работного дома по Сальной улице размещались заводы братьев Фишер. Семейство пивоваров Фишер было хорошо известно в Калуге. М.М. Фишер - глава семейства - вытеснил всех калужских пивоваров, и в начале XX века здесь остался лишь один пивоваренный завод, принадлежавший сыновьям Михаила Михайловича. С этим заводом, сохранившимся до наших дней, и
biblio-otk-291.jpg
связывают производство пива в Калуге. Завод был построен в 1875 г., а в 1882 г. прусский подданный М.М. Фишер, проживавший в Смоленске, покупает этот завод и переезжает со всей семьей в Калугу. Дела у пивовара идут неплохо. Он продает пиво в Калуге и Калужской губернии, а также в Тульской, Смоленской, Рязанской и Тамбовской губерниях. В 1884 году М.М. Фишер принимает русское подданство. Он расширяет дело и начинает заниматься, кроме производства пива, еще и мыловарением. Ручное производство не устраивает калужского купца. В 1895 г. он едет в Германию, чтобы приобрести машины для своих заводов. Установка нового оборудования требовала перестройки завода, поэтому в мае 1896 г. Фишер обращается в Городскую управу с 210 КАЛУГАпросьбой разрешить постройку каменных ледников, третьего этажа над основным корпусом и других каменных помещений. В результате этих изменений завод приобретает знакомый нам облик. В 1898 г. М.М. Шишер принимает участие в Нижегородской выставке, где награждается дипломом за свою продукцию. К этому времени уже выросли его сыновья - Николай, Александр и Владимир. Они получили образование в реальных училищах Калуги, прошли военную службу и стали активно помогать отцу в производственных и торговых делах. Семейство Шишер попадает в число богатых людей Калужской губернии. Кризис 1900 - 1903 гг. позволил братьям, благодаря широкому ассортименту их производства (пиво, мед, мыло, искусственные минеральные воды, глицерин), выжить в конкурентной борьбе и остаться единственными пивоварами в Калуге. Чтобы закрепить успехи, достигнутые отцом, пришлось подумать о новых сортах пива. И если Михаил Михайлович варил баварское пиво, то его сыновья варят, судя по рекламе, баварское, бархатное, кабинетное,столовое, мюнхенское и кульбахское, последнее самое дорогое - 1 руб. 40 коп. за ведро. В 1911 году на заводе бр. Фишер производят пива на сумму 40580 рублей. Кроме пива производили напитки, воды, 11 наименований мыла, глицерин. Братья расширяют свои связи в России и за границей. Хмель традиционно покупают в Баварии, а торгуют не только в близко расположенных губерниях, но и в Астрахани, Тифлисе. M.M. Фишер и его сыновья пользовались уважением среди купечества и горожан. Глава семьи и сын Владимир
biblio-otk-292.jpg
были избраны в Городскую думу в 1906 году и прослужили в ней весь срок - 4 года. В 1911 году Михаил Михайлович Фишер за особенно крупное пожертвование Калужскому обществу ревнителей о народном благе, в память 1812 года, был удостоен звания «Почетный гражданин г. Калуги». 91 Около большой Московской дороги, за городом, встречала путника небольшая, уютная, обнесенная каменной оградой обитель. Это Крестовский монастырь, - дом молитвы для обитателей Калуги и проезжающих. На месте монастыря первоначально стояла деревянная, а потом каменная часовня, которую именовали «часовнею на Боровской дороге». После калужского пожара 1622 года, 91
biblio-otk-293.jpg
91 истребившего город, в числе спасенных святынь был большой, особо чтимый крест. При распределении святынь по церквам горожане решили поставить его за городом, в часовне, для ограждения этого лесистого места от частых тогда разбоев. Построенная часовня стояла почти 200 лет, и только в 1830 году на этом месте
biblio-otk-294.jpg
91 81 была сооружена Крестовская церковь. Находившаяся за городской чертой церковь одно время была кладбищенской. Преосв. Николай учредил при церкви приют для священнослужителей. Он же устроил и каменную, довольно обширную ограду с готическими башенками по углам, выстроил деревянный на каменном фундаменте флигель для призреваемой братии. Еп. Григорий в 1854 году построил
biblio-otk-295.jpg
каменный двухэтажный дом. В 90-х годах XIX в. церковь была обращена в монастырь. Святыню Крестовского монастыря - большой чтимый крест - историк и краевед Д.И. Малинин описывает так: «Чудотворный крест помещается в южной стороне храма. Он под особым балдахином, осмиконечный, с резным изображением Христа, в рост человеческий, из цельного куска дерева; оконечность правой ноги повреждена богомольцами, которые отгрызали части для пользования от зубной боли. На Спасителе сребропозолоченный венец, с сиянием, убранным стразами... и жемчугом; полотно венца около лика осыпано в два ряда красными и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист, оправленный золотом...» Крестовская церковь существовала до 1930 года и находилась в ведении Лаврентьевского монастыря. 81 91 22 Согласно преданию, на месте Лаврентьевского монастыря (северная окраина Калуги) в XVI в. стояла деревянная церковь Рождества Христова. Праведный Лаврентий, спасший Калугу и удельного князя Симеона Ивановича при набеге крымских татар, был похоронен в этой церкви в 1515 году. На древних иконах пр. Лаврентий изображался в рубахе, портах, овчине и с топором. 12
biblio-otk-296.jpg
24
biblio-otk-297.jpg
24
biblio-otk-298.jpg
91 Сам князь Симеон умер в 1518 году, и предполагают, что именно он основал монастырь, назвав его Лаврентьевым в честь пр. Лаврентия. Последующая история монастыря делила с Калугой все беды и несчастья, что выпадали на долю последней. В XVII в. Лаврентьевский монастырь выполнял роль крепости, усиленной Иваном Болотниковым во время Крестьянской войны 1606 - 1608 гг., а в 1610 г. здесь укрывался Лжедмитрий II с Мариной Мнишек. Первое каменное, наполовину, здание появилось в обители в 1650 г. - храм, в котором на первом этаже помещалась
biblio-otk-299.jpg
12 12 12 каменная церковь во имя св. мученика и архидиакона Лаврентия, а второй - занимала деревянная церковь во имя Рождества Христова. Этот храм был выстроен на месте деревянной Рождественской церкви. В XVIII в. облик Ааврентьевского монастыря меняется. Начинают преобладать каменные постройки: верхний ярус храма заменяется на каменный, возводятся Успенская церковь над Святыми воротами, колокольня, каменные стены вокруг монастыря, настоятельские, казначейские, братские кельи и другие, более мелкие постройки.
biblio-otk-300.jpg
По указанию митрополита Платона в 1776 году в монастыре была открыта Духовная семинария, где обучалось до 120 учеников. Они изучали латинский язык, грамматику, пиитику и нотное пение. С 1802 года, когда семинария была переведена в центр Калуги, в Присутственные места, Ааврентьевский монастырь стал резиденцией архиерея. Это второе, после губернатора,
biblio-otk-301.jpg
лицо в губернии глочитали своими визитами все приезжавшие в гчллугу чиновные и частные лица. Бывали у архиерея Державин и Гоголь, Аксаков и А.К. Толстой, де кабристы и Шамиль. Влияние монастыря распространялось на экономическую и политическую жгазнь края. Ни одно мероприятие не проводилось без санкции архиерея. Архиерейский дом
biblio-otk-302.jpg
был самым крупным владельцем. Ему в общей сложности принадлежало 19 8 десятин земли. Около 250-ти человек из государственных крестьян жили при монастыре и обслуживали его нужды. Лаврентьевский монастырь служи_л усыпальницей для представителей многих известных фамилий: Оболенских, Билибиных, Унковских, Золотаревых, Демидовых и многих других. Здесь находилась» могила героя войны 1812 г. генерала К.Ф. Багговута, убитого при Тарутинском сражении. Монастырь располагался в одном из живописных мест в окрестностях Калуги, над левым берегом р. Ячейки и буквально утопал в зелени окружавших его сада и рощи, которую называли Лаврентьевской. Роща была излюбленным местом гуляний народа. Городской люд приходил сюда семьями с самоварами и провизией на целый день.
biblio-otk-303.jpg

biblio-otk-304.jpg
К монастырю примыкала слобода Подзавалье, которую населяли беднейшие ремесленники-сапожники. Она же была дачной местностью: здесь снимали дачи в летнее время люди среднего достатка. В 1869 - 1874 гг. тут жил революционер-демократ, известный публицист Н.Н. Шелгунов, отбывавший в Калуге ссылку. Один из своих очерков он посвятил подзавальским сапожникам.
biblio-otk-305.jpg

biblio-otk-306.jpg
В семи верстах от губернского центра, а ныне в черте города, находится село Калужка. Название свое оно получило от речки, которая течет поодаль. По преданию, здесь было первое поселение г. Калуги. В 1760 году на месте бывшей деревянной была построена каменная церковь Рождества Богородицы. Калужка сразу стала привлекать многочисленных богомольцев, приходящих
biblio-otk-307.jpg

biblio-otk-308.jpg
поклониться одной из самых главных святынь Калуги - иконе Калужской Божией Матери. Первоначально икона была собственностью помещика В.К. Хитрово. Обнаруженная в его доме в сельце Тинькове, она прославилась чудесами в 1748 году. Почитание иконы выразилось в учреждении трех ежегодных крестных ходов в Калугу: 2/15 СЕНТЯБРЯ, в память избавления от опустошившей город в 1771 году чумы; 12/25 ОКТЯБРЯ, в день Малоярославецкого сражения 1812 года; 18/31 ИЮЛЯ, в память спасения Калуги от холеры в 1892 году.
biblio-otk-309.jpg
Иконографический образ Калужской Божией Матери необычен для византийской традиции и скорее восходит к западной гравюре: Дева Мария представлена с книгой в руке, в молитвенном положении.
biblio-otk-310.jpg
Манаенкова Светлана Львовна