Восхождение... Здесь буду описывать само восхождение, хозяйственные, организационные и бытовые мелочи потом.
Итак, после акклиматизационного выхода к скалам Пастухова, вкусного обедоужина за ним, легли спать. Спать легли рано, часов в шесть вечера. От пережитых эмоций и усталости, снились очень необычные трехмерные цветные сны, до того реальные, что вроде бы проснешься, а все равно во сне, картинка как бы висит в темноте, снилась как космонавтам "трава у дома", снилась в кошмарных сценах работа и школа, обрывки наивной прогулки-восхождения трехлетней давности, и конечно же женщины, настолько реальные, что аж стыдно и неловко.
Наконец, прозвенел будильник - его на час ночи поставили, молча и неспешно при свете налобных фонарей начали собираться. Не ели, но пили, немного, потому что накануне напились изрядно (водой и чаем разумеется), всякие глюки на высоте во многом от обезвоживания происходят. С собой взял полторашку газировки, купленную в Калуге, а налитую в Минводах, термос с кипятком, да пожалуй и все и съедобного. Оставшийся объем рюкзака заняли запасные перчатки, шарф, очки и фотоаппарат. Одежда самая обычная для зимы (хотя и тепло было) - термомайка (и обычная сгодилась), самый обычный свитер легкий, и старая зимняя куртка. Голову и шею защищали маска-балаклава а-ля спецназ и капюшон, уже от другой куртки. Больше всего боялся за руки - на них всего-навсего флисовые перчатки из магазина "Все по 36", но в них было нормально, конечно, при более сильном и холодном ветре было бы хуже, на ногах тренировочные штаны и лыжные штаны-полукомбинезон, фонарики (не нужны в принципе), термоноски, на них флисовые носки потолше, зимние ботинки (не трекинговые, а именно зимние, и на 2 размера больше, чтоб ноге свободно было и носки налезли), кошки (они обязательны, можно зайти и в кедах, но комфортно именно в кошках ходить), палки лыжные алюминиевые советские. Ледоруба у меня не было, но конечно лучше с ним, и уметь им пользоваться, при проходе косой полки и косой над седловиной его надо держать в руке. Телефон, рация... И не забудьте зайти в домик МЧС - теперь услуги по спасению незарегистрированных (бесплатно, все также) платные.
Вышли в два часа ночи и без всякого ратрака вышли в путь до вершин. Монотонный ночной подъем до скал по времени прошел чуть дольше дневного, но без мата - сон продолжался. Нас обгоняли ратраки с туристами, поселившимися ниже - возможно и стоит ими воспользоваться, если жить в районе Бочек на 3800, идти оттуда еще плюс два часа, но есть и минусы помимо финансовый стороны - оказываешься сразу под скалами на 4600 "на улице", а по пути будет трясти и шатать. К скалам пришли уже растянувшись - впереди Олег, за ним я, Вадим отставал. Пришли в пятом часу, последний ратрак выгружал трактористов. Крутой подъем Вадиму дался туго и он принял верное решение возвратиться на приют - пяти дней акклиматизации для любого человека очень мало... (Забегая вперед, Вадим выспался, дождался нас, за ним приехала супруга, женщина вдохновила Вадима и она таки забрался через пару дней)
Скалы Пастухова. Ночь. где-то в Дагестане утро начинается. Снимать нечего и не хочется. После скал Пастухова снова пологий (относительно) участок. Затем снова крутой склон - выход к косой. Идем нудными траверсами, но светает, на востоке минут на десять загораются красные нити - солнце подсвечивает снежные потоки из облаков. Не до съемок, стараюсь не отстать от Олега, по дороге даже обгоняем двух опытных девушек и мужика, а навстречу уже спускаются люди - видимо те, кто косу так и не осилил, вряд ли они до седловины дошли.
Утро на Эльбрусе в начале косой полки. Олег постепенно уходит вперед - если бы не он, может быть повернул бы назад, не от усталости, а от скуки, передвигать ноги как инвалид очень скучно, к тому же остались вдвоем, мало ли что с ним, с людьми разное происходит на высоте, чудить начинают. Между тем, как и было обещано, погода слегка испортилась, облаков две недели не было.
Светло, солнце вот-вот выйдет, но облака ему не дают светить в полную мощь, дует легкий ветер (на самом деле такой считается на равнине очень сильным), иногда летит снежная крупа. В принципе почти идеальные условия для восхождения.
Тропа постепенно сворачивает влево, идем траверсами, передвигать ноги все труднее, еще на акклиматизации у меня был высокий ЧСС, хоть состояние и нормальное, но сердце бьется сильно, каждые метров пять приходиться стоять полминуты, отдыхать. Где-то здесь я перестал плеваться и отхаркиваться, видимо воздух таким стал - с детства болел всяческими фарингитами и насморками, в горах и на море легче, но стоит замерзнуть или чрезмерно перетрудиться, будет плохо. Три года назад вот так плевался до Пастухова скал и свернул обратно.
Пейзажи не удивляют - такой же вид со скал Пастухова, удивляет то, что тропа подходит к самому куполу восточной вершины, отсюда до нее рукой подать - 300 метров по высоте, а по горизонтали возможно даже меньше, но склоны крутые. И вот ближе к куполу ты понимаешь, что тропа становится менее крутой, встречные люди сверху сообщают, что еще немного и будет ровный участок, вдали Олег мило беседует с девушками, идти совсем немного, но передвигать ноги больше чаще чем раз в минуту метров на пять-семь уже не получается... Посидеть тоже негде - палки не втыкаются, а лежа хотят уползти, прилечь тоже нельзя - внизу романтическое местечко Трупосборник - туда как раз и улетают решившие прилечь на косой полке, не до романтики и фотографий. Что делать? Идти вперед. Почти у самого конца подъема звонит Олег, снова радует, что вот-вот и ровная дорога, что он идет дальше, на вершину. Радуюсь за него и его мечту.
И вот тропа все ровнее, и даже ровная совсем, и даже есть место где отдохнуть - лавка в снегу! Как раз к этому времени с ноги съехала кошка, а наклонившись ее одевать трудно, в итоге снял ее, и так вот с палками и кошкой неспешно дошел до седловины.
Конец косой полки - абсолютно ровная тропа к седловине.
Тропа к седловине Эльбруса и его западный купол. Конечно же, купола Эльбруса мне всегда напоминали женские груди, а вершины- небольшие холмики на их ровном плато - сосцы. Вот и дальше с седловины тропы уходят по грудям к соскам-вершинам.
Увидел Олега - вот снизу забирается... Эта тропа показалась мне жутко стремной, особенно в верхней ее части, там с людьми все хуже становится, звонил Олегу еще несколько раз, пока он сам попросил больше не звонить, так как воздуха там только для дыхания...
Западная вершина Эльбруса
Хоть тропа и ровная, идти по ней уже не трудно, как внизу, но привычка еле передвигать ноги за 7 часов пути засела в голове накрепко.
Седловина Эльбруса. Девять утра. Над западной вершиной легкий туман, чего не было уже две недели. Надо отдохнуть и идти дальше, хотя и так доволен - на седловине же, меж двух вершин.
Пока отдыхал, Олег уже почти забрался на плато западной вершины. После 15-минутного отдыха, сил прибавилось, но решил подождать возвращения Олега и погулять по седловине. На седловине очень хотелось увидеть хижину, унесенную ветром, но ее уже разобрали, зато члены команды ReaвFox практически построили новую. Они же и повтыкали вешки-флажки на всем маршруте, в том числе и на седловине, по ним до них и дошел. Также очень интересовала фумарола... Но о седловине будет отдельный рассказ.
Пока гулял по седловине, а на ней я провел полтора часа и отлично отдохнул, погода кардинально изменилась. Попросту говоря, спустились облака, все стало белым... Пришел Олег и тут же упал, уставший, но счастливый. Рассказал, что облако накрыло его, и с вершины ничего не было видно. На часах половина одиннадцатого, время и силы еще были сходить, но я не пошел, потому что несколько дней назад мог бы погибнуть под камнепадом на Шхельде, а несколько месяцев назад, в январе на Говерле, самой высокой горе Украины, запросто мог бы остаться ночевать, так что в этом году мазохизма хватило. Кроме того, начали беспокоить глаза своей сухостью, а глаза наряду с носоглоткой мое больное место.
Лук на память с ногами Олега, зашедшими на высшую точку России. Пора обратно. Кстати, видите ледянку? Она весит мало, но крайне полезна на обратном пути. Я брал ее с собой как шутку (был и флаг Калуги, но забыл дома), но она очень помогла. Как вариант, ехать обратно на штанах, что и сделал Олег вслед за мной.
По тропе идти было нормально, но спуск - он тоже требует сил... Снова траверсы, теперь уже без кошек, прицепил их к рюкзаку. Олегу, понятно, идти тяжелее. Останавливаемся, сидим, звоним, снова идем. Очень, очень скучно нудно ползать улиткой по склонам отечественной Фудзиямы.
Наконец, проходим опасные участки косой, Олег снизу машет рукой - типа, катись давай. Думаю, вернее туплю, вещи же намокнут, а мы в тот же день вниз собрались. Но что делать, прикольно же, люблю с горок кататься. Где-то на 5000 под куполом восточной вершины Эльбруса за спиной, сажусь на ледянку и по накатанной задницей альпинистов трассе лечу вниз, к скалам Пастухова... Кошки завернул в куртку - ее уже не жалко, да и не порвалась в итоге, несчастный фотик в рюкзаке мечется, а также палки в руках, торможение ботинками... Трасса закончилась на верхней границе скал Пастухова - 4800, финишировал вместе с веселым поляком на крутой сидушке-ледянке. Прошли мы немного камни и снова трасса, через скалы Пастухова, почти с 4800 до 4600, но здесь очень круто, сильный разгон, особенно на ледянке, а не просто на попе, и камни! Пару раз пришлось валиться на бок. На пологом участке ехать было трудно, его прошел пешком, а затем еще метров 200 съехал по ратрачной дороге, периодически пролетая через ручью, ледяные наросты, ямы, кочки и камешки - это того стоило. Ближе к приюту воды стало больше, как и мягкого снега, но и здесь местами отлично катился. Спуск на ледянке с 5000 до приюта занял около часа.
Кавказ с пяти тысяч метров.
Где-то в час был на на приюте, чуть позже спустился Олег, а в два часа за нами на ратраке приехали жена Вадима с подругой и сыном. Оказалось, все это время они тайно жили на приюте чуть ниже и следили за Вадимом. Утром собрал вещи, Вадим подбросил до Тырныауза, откуда маршрутками доехал до Минвод. Самолет оказался ужасно дорогим, пришлось ехать поездом. Ровно через трое суток после восхождения, я был дома с женой и сыном. Дома лучше.
Выводы: альпинизм в таком виде очень скучное занятие. Вешать веревки, ходить в связках, прокладывать новые маршруты к непокорённым вершинам, открывать что-то новое, думать головой в конце концов - это интереснее, даже если вершины в разы ниже Эльбруса. Красота зимы летом? Каждому свое, мне зимы и зимой хватает, в ущельях и долинах на высотах 2000-4000 метров Кавказа красивее. С севера Эльбруса красивее, загадочнее, сказочные места без ратраков и мусора.
А вообще, если вдруг захочется, будет повод еще раз сходить, на самом деле с точки зрения горного туризма получился радиальный выход к перевалу Седловина Эльбруса, категории трудности. 2А. Про бытовые вопросы и непосредственно саму седловину смотрите отдельные рассказы.
Смотрите другие рассказы про Кавказ:
2012 Восхождение на Эльбрус с юга
Кавказ - где отдохнуть в горах летом недорого и интересно
Рубрика Города и страны