Долина Киртыка вполне соответствует своему названию. Тут реально может наступить киртык уставшему путнику, только что спустившемуся с перевала. Но как-то этот крутой спуск прошли легко. Девушки его кажется пробежали. И убежали бы в Верхний Баксан, если бы не встретили Ивана Карпова. Мы с Вовкой прошли не снимая рюкзаков. Кажется, с рюкзаками даже безопасней, мягче падать. Проблемы возникли только у Ольги, которую Иван романтично перенес на руках. Дело в том, что она прошла весь маршрут в босоножках. Оля - настоящий йог.
Вода мутная и мыльная в реке, как после стиральной машины. А чистая вода кончилась.
Бежим под горку.
Снова показался Эльбрус.
По дороге встретили баранов, довольно пугливых. Вода прямо напротив коша. В коше жил пугливый теленок и пастух. Обычная картина для Кавказа - лысый склон-пастбище с пятном коша. Большая часть Кавказа именно такая.
Дальше мы бежали по дороге за девушками. Были опасения что они реально вниз убегут. Не убежали. Прямо под спуском с перевала Киртыкауш они встретили Ивана Карпова, человека, на котором Земля держится. Иван обустраивал новый лагерь в верховьях Киртыка вместе со своим напарником, который заболел, так бывает. Компания Эльбрус-Тур привозит сюда туристов по системе "все включено". Гиды встречают туристов в аэропорту, привозят в горы, размещают в палатках, водят по горам налегке без рюкзаков (их тоже гиды перевозят и переносят) и спрос на такой отдых только растет с каждым годом. Гидам платят 3 тысячи в день за эту работу, а если гид ведет группу на Эльбрус то все 5 тысяч. Для туриста день в лагере обойдется в 2 тысячи. Для меня, дикаря, такая сумма кажется огромной, но вот такой олинклюзив того стоит. Как и на морских курортах не надо ни о чем заботится, люди надежные.
Честно говоря, я совсем не хотел вечерних посиделок. Но каждый раз они случаются в горах. Фото Татьяны. Справа наша компания, не вся, слева гиды - Георгий Тополенко и Иван Карпов. Сначала мы сидели просто с Иваном. Ивану было скучно - напарник заболел, другие группы чего-то боялись и шли дальше. Ивану хотелось говорить... А рассказать ему было что. Иван приехал в Приэльбрусье из маленького городка на БАМе где-то на севере Бурятии посреди Сибири. Там он работает спасателем. Надо ли говорить как тяжело спасать людей посреди сибирской тайги зимой? Какие там чудные звери водятся (гигантские суслики, которых ловят с помощью белой простыни, например, или банальные бурундуки и горностаи). Как там тяжело и интересно жить. Отпус у Ивана образовался в 2,5 месяца за счет дней на спасработах и северного коэффициента. И он приехал сюда, в Приэльбрусье, и отдохнуть, и немного подзаработать, на весь отпуск. Невероятный человек. При этом вон просто рассказывал, без всяких фантазий.
Второй человек пришел уже затемно. Ему 77 лет, в горы ходит с 1954 года, потомок турков, одессит, и зовут его Георгий Тополенко. Он прошел с Джилы-Су порядка 30 километров под дождем, весь промок, в качестве лекарства выпил спирту с чаем и аспирином. Возраст и огромный опыт позволяет ему разговаривать слегка надменно, диалога с ним не получилось, послушал монолог и ушел спать. Понятное дело, что за более чем полвека в горах он много где был и много чего случалось. Он мне не понравился в общем, и уже дома я прочитал что частично по его вине погибла группа, которую он вел. В свое время это была известная трагедия. Но ничего, водит людей и дальше. С ним бы я никуда не пошел, честно говоря. Но опыт и здоровье, которым наградило его природа.
Что общего между ними? Посмотрите на их глаза. И на наши. Их глаза видели такое, что до сих пор в шоке.
Вечером прошелся небольшой дождь, дул ветер, но к закату все утихло, ночь снова была лунной, и падающих звезд не видел.
Утро в долине Киртык.
Вид на Эльбрус из лагеря. Место очень удобное. Можно и на Сылтран ходить, и на Мукал, Мкяру, к Джикаугенкезу, на Джилы-Су через Киртыкауш или просто к скале Уллу-Кая, мимо которой просто пробежали, полные и так уже выше крыши впечатлений.
Краски гор
Обратный путь по хорошей грунтовке пролегал. За спиной остался Эльбрус и лагерь Ивана за поворотом долины.
Не сказать что Киртык прямо уж очень красив, но все же. Сылтран краше, конечно. Он другой, я бы даже сказал обычный.
В принципе обычные горы. Но каждая долина особенная, как люди.
Где-то там за дальней горкой был перевал Сылтран
А мы топаем все ниже и ниже
Долина Киртык
Где-то видны цветные осыпи. За этим хребтом и еще чуть дальше месторождения Тырныауза
Еще тут вкусная вода в горных ручья. Она уже не такая холодная, и даже окунуться можно было бы.
И снова жара...
Последние километры дороги напоминали кадры из фильмов про Афганистан.
Конец дороги. Пупырь, после которого серпантины и долгожданный магазин в Верхнем Баксане
И еще отсюда виден путь подъема к озеру Сылтран, а также поближе видна тропинка в таинственное тупиковое ущелье, куда никто из туристов не ходит.
Пииить!
Облако колючек
Пупырь
Коровам очень понравилась площадка у пупыря. Мне тоже. Тут с палаткой постоять, жаль до воды далеко. Она либо в поселке, либо у первого коша, до которого больше километра.
Горы Адылсу... Через три недели там прорвется озеро Башкара и устроит сель, который смоет три километра трассы на нескольких участках и троих человек.
Ущелье Адыр-Су с подъемником
На серпантине встретили компанию велосипедистов в годах. По жаре приехали снизу, теперь через перевалы захотели с великами пройти на Джилы-Су. Ну а мы спустились к магазину, где нас поджидали остальные участники, купили еды, подкачали колеса и поехали в Терскол. С машиной ничего не случилось за три ночи. Но кто сильно боится, может оставлять ее у пограничников на парковке.