В июне 2019 года целых два часа мы были в Элисте. Больше не смогли - 35 градусов жары. А бывает и больше...
После прогулки по центру едем дальше по улице Ленина в хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".
Патриотическое искусство Калмыкии.
Обычная калмыцкая остановка
Элистинский сбербанк не выглядит ужасным на фоне остальной архитектуры
Вот он - Хурул! Главный буддийский храм в Калмыкии. В высоту аж 63 метра, внутри 9-метровый Будда. В советское время здесь был бетонный завод - руины других предприятий так и стоят через дорогу. Но в 2005 году построили храм. Зачем заводы, если можно построить храм, где можно молить Будда о ниспослании всего хорошего.
Припарковались на улице Илюмжинова. Странно что улицы Путина нет.
Хурул напомнил наш калужский парк развлечений Этномир. Как-то уж все больно искусственно, плюс еще работы велись.
Привет, туристы!
Буддизм - религия продвинутых людей, высокотехнологичная. Еще до Якубовича буддисты придумали крутить барабан - молитва как бы читается во время кручения.
У буддистов все ОК
Храм богатый. Весь в золоте! У православных золото обычно внутри, кроме куполов, а у буддистов везде.
Будды на любой вкус
Качество строительства типичное для подобных объектов
За деревьями по другую сторону улицы видны руины советской промышленности.
Котельную задекорировали прикольно
Внутрь не попали. Будду не увидели.
Калмыцкий сфинск
Истоки. Любопытно, но калмыков в Калмыкии не было до конца XVI века! То есть пришли они сюда по историческим меркам недавно, всего 4 века назад, из степей восточного Казахстана.. Ранее здесь существовала Ногайская орда. Ногайцы были разбиты сначала калмыками, затем различными народами Кавказа, затем пришедшими русскими - часть из них ушла в Турцию, а часть осталась в различных регионах Юга России. Ногайцы в целом похожи больше на татар и веруют в Аллаха. Истоки же калмыков - степи Казахстана, Китая и Монголии.
Еще один калмыцкий богатырь в зелени деревьев
Верблюд - корабль пустыни. Где-то их тут разводят... Видел фильм как несчатсного верблюда везли из Калмыкии развлекать народ на Черноморском побережье.
Памятник Остапу Бендера. В честь него назван и проспект. Что сказать? Да ничего. Будь он на набережной или на старинной пешеходной улице, одно дело, но на фоне типовой многоэтажки не звучит.
Памятник Остапу Бендеру, Элиста
А это Сити-Чесс - город шахмат. Про шахматы напоминают разве что три металлоконструкции у въезда.
Какой-то полузаброшенный поселок из таун-хаусов на краю города.
Дальше - степь с лошадками
Застройка в стиле курортных поселков у моря
Жуткой архитектуры Дом предпринимателя. Предприниматель в Калмыкии был один - Кирсан Илюмжинов. Его дом ) Перед домом стояли две женщины - одна из них в костюме пчеловода. В Калмыкии много странного... Тот же Кирсан Илюмжинов рассказывал как его похищали инопланетяне... Никто не удивился.
Ступа Просветления за бурьяном - проехал мимо.
На мемориале в память о депортации встретили туристов. Вместо того чтобы идти вокруг склона по дорожке все идут по прямой на вершину холма.
Мемориал состоит из вагона - в таких вывозили калмыков, крымских татар, чеченцев и представителей других народов, которые по мнению руководства СССР активно помогали врагу и их решили просто выселить подальше всех вместе. С одной стороны, коллективная ответственность это незаконно, а с другой - времена такие были, военное и послевоенное время, да и не просто так одни народы выселил, а другие нет. Калмыки массово дезертировали и переходили на службу немцам - это факт.
Вторая часть мемориала на вершине холмика
Художественная ценность.. наверное есть.
Новостройки... Конечно же на федеральные деньги.
Еще одно фото калмыцкой промышленности. Кое-что работает в Элисте. Небольшой военный завод, спиртзавод, кожевенный и мясокомбинат.
Белой дороги!
Следующий час - просто степь с редкими кошами и солончаками.
В дороге нашей попутчицей стала молодая бабушка, которая ездила проведать дочь в какое-то село между Элистой и Астраханью. До войны жила с мужем-чеченцем в Грозном, успели перебраться живыми в Элисту. Муж умер от болезней. Сама она по маме мордвинка, а папа детдомовский из Днепропетровская - в общем русская. И как и дочь, и зять русский - немецкая, татарская и казацкая кровь. Четверо детей у них. Фермеры. Жизнь довольны, никуда переезжать не хотят. Племянник возит воду по кошам в степи. Иногда давит баранов - всегда с мясом. Сын в Элисте много болел - врачи посоветовали сменить климат на Ставрополь - и стало лучше. Занимается микробиологией в лаборатории. Жизнь на юге кипит.
Озеро Маныч-Гудило. Когда-это был пролив между Азовским и Каспийским морем вроде Керченского, только длинный и широкий. Осталась полоса из озер... Местные рыбачат, много птиц, по берегу бродят хищники. Когда-то и сайгаков стада бегали.
Места на любителя, так скажу. Едем дальше.
Памятники в виде пуль вдоль дороги... И здесь была война.
Дивное, Дербетовка, Ипатово - обычные станицы.
Внимание привлек огромный коттедж в Дербетовке. Его построили дагестанцы Ума и Омар Муртузалиевы, московские олигархи. Но не для себя, для детей. Это семейный детский дом. Когда-то давно они работали в селе учителями.
Ставрополье уже не похоже на Калмыкию. Появляются станицы, вот даже целый город Светлодар мимо проехали, вместо пастбищ поля с хлебом и кукурузой, по балкам растут леса, рельеф холмистый, а значит скоро и долгожданные горы.
Дальше был неожиданно приятный Ставрополь. Как и другие областные города в той летней поездке - Липецк, Тамбов, Саратов, Волгоград, Элиста - в нем я побывал впервые. И в плане благоустройства он был лучше всех.