Blue Flower

 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Калуга возникла, росла и развивалась на берегах Оки и Яченки в сплошном лесном массиве. Проходили столетия, и леса вокруг города заметно редели. Нетронутым оставался долгое время только великолепный сосновый бор к западу от города. В документах начала XVII в. были точно описаны его границы, сохранившиеся в основном до наших дней. Сегодняшняя восточная опушка бора проходит по берегу Яченского водохранилища, река Ячейка охватывает лес с севера. Южная граница идет вдоль окской поймы, а на западе бор ограничен новым микрорайоном — Анненки. И только на северо-западе, на участке в несколько сот метров, бор сливается с государственным лесным массивом.

На 1050 гектарах раскинулся мощный многоярусный сосновый массив с красивыми пологими лощинами, взгорками, болотами. В бору живут лоси, кабаны, косули, куницы, лисы, зайцы, белки; более 60 видов птиц, в том числе черные вороны, совы, филины, удоды, дрозды, дятлы. В изобилии растут орехи, грибы, ягоды. И все это прямо в черте развитого промышленного города, в десяти минутах езды на автобусе от центра.

Чтобы лучше познакомиться с бором, его богатствами, историей, проблемами, предлагаются три маршрута пешеходных однодневных походов по нему.

I. КОРОТКАЯ ЭКСКУРСИЯ С БОЛЬШИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Зеленый домик под красной крышей с печными трубами и резными наличниками на окнах, что стоит на берегу водохранилища, выстроен около ста лет назад. Несмотря на свой почтенный возраст, он, окруженный соснами, липами, березами, каштанами, яблонями, рябиной, сиренью, выглядит скромно, но нарядно. В нем располагается лесничество бора и музей «Лесная фантазия».

 Строительство лесов вокруг Калуги оставалось уже мало, не стало леса и на продажу. Вот тут-то лесопромышленники и начали бессистемные массовые рубки в бору. По лощине, что чуть западнее поста ГАИ, была проложена железнодорожная ветка, по ней конной тягой стали вывозить лес на берег Оки. При попустительстве «отцов города» алчные люди, прельщенные почти даровым лесом, повели дело к полному его уничтожению, В 1859 г, в «Калужских губернских ведомостях» была напечатана статья некоего П. Хабарова «О городских лесах в Калужской губернии». В ней говорилось о том,' что часть леса в бору в таком уже возрасте, что кстати значительного прироста древесной массы уже нельзя, а пожары, ветры, черви и самовольные порубки постоянно губят лес. И следовал «вывод»: городу со своим бором не справиться, выгод он ему не приносит и что, если свести его одноразово, а вырученные деньги положить в банк, то город имел бы большой доход. Так бору был вынесен смертный приговор.

К счастью, нашлись в Калуге и другие люди. Гласный городской думы надворный советник Р. М. Жуковский, член губернского лесоохранительного комитета В. С, Сорокин в долгой и часто острой борьбе, поддержанные большинством калужан, не только не допустили «одноразового сведения бора», но и добились значительного ограничения рубки. Они пригласили из Козельска энергичного и образованного лесничего И. А. Предтеченского, который разработал новый для того времени способ восстановления сосновых насаждений в условиях, когда естественного возобновления из-за мощного дернового слоя не происходило. За 18 лет, с 1898 по 1916 г., под руководством лесничего М. В. Корзликского сосны были посажены на площади 224,8 десятины. После Октября 1917 г. работу по выращиванию этих посадок возглавил А. А. Чеканов, проработавший лесничим бора более 30 лет.

За Сторожкой Корнея, что сразу за постом ГАИ, и размещался бывший лесной питомник. Сейчас он сплошь зарос лесом, Однако внимательный глаз увидит здесь самые разнообразные виды деревьев, в том числе и заморские веймутовы сосны. В конце прошлого — начале нашего века на отлогом берегу ручья ровными рядами росли сосны-малютки И вот почти через сто лет они стройными красавицами, украшением нашего бора.

Пересечем автомагистраль и по узкой асфальтированной дорожке выйдем на южную опушку бора. Здесь под кронами дубов-великанов в окружении вековых сосен стоит скромный обелиск, увенчанный красной звездой. Под ним покоятся советские воины, павшие в боях за Родину. Обелиск напоминает о том, как а декабре 1941 г. воины 258-й стрелковой дивизии, заняв этот район бора, отрезали фашистам путь бегства из Калуги на запад.

В годы войны в бору размещались военные госпитали.

А сегодня по южной его опушке тянется ряд оздоровительных учреждений: санатории, пионерские лагеря, профилакторий турбинного завода.

2. МАРШРУТ В ПРОШЛОЕ

От Анненского спортивного комплекса пройдем южной опушкой бора к 18 кварталу. У небольшого, заросшего деревьями пруда, был вход в шахту, которая в годы войны еще работала.

Стоя здесь, представим себе, как 300 млн. лет назад плескалось в этих местах неглубокое теплое море; а позже вырос лес гигантских папоротникоподобных деревьев. Исчез и он, а до нашего времени дошел тонкий пласт угля, что лежит под бором.

Пройдем мимо Юрасова рва к Сторожке Корнея, а от нее по просеке до 7 квартала. Тут можно увидеть огромный валун, на большую глубину вросший в землю. Он покоится здесь около 26 тысяч лет. Притащил его к нам в бор из далекой Скандинавии последний, т. и. Московский, ледник. Когда ледник отступил, он оставил в память о себе тот всхолмленный рельеф, на котором растет бор, и Заячью гору, и пять небольших озер, превратившихся теперь в болота, и лощины, и тысячи валунов, скрытых ныне почвой и растительностью.

Лес начал расти здесь вновь не менее 10 тысяч лет назад, и в нем стали находить пищу и убежище люди.

В 1986—1987 гг. археолог А. С. Фролов обнаружил на опушке бора у самого лесничества орудия труда, изготовленные из кремния людьми каменного века: скребки, наконечники стрел, сломанные ножи, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики.

Эти находки перекликаются с загадочными находками И. А. Предтеченского, о которых сообщает лесовод А. А. Чеканов. В его записях, хранящихся а Калужском областном архиве, сказано гак: «Произведенные в 1928 г. Предтеченским раскопки обнаружили на глубине 18—20 м полуокаменалые срубленные пни, а на глубине 30—32 м плотнопесчаное основание, кести рыб и рыболовные сетевые грузила из обожженной черной глины».

В последнее время в бору стали вырисовываться и целый археологический комплекс, рассказывающий о жизни в нем славян вятичей, Так член калужской экспедиции Института археологии АН СССР А. Станюкович в своем отчете о раскопках на старообрядческом кладбище писал: «Интересная деталь обрядов встречена в двух могилах. Здесь рядом с гробом стоял большой керамический сосуд, заполненный древесным углем и накрытый другим, перевернутым кверху дном. В заполнении могильных ям встречаются угли, головешки от сгоревших кусков дерева, зола и др. Все это обычно для раннеславянских погребальных памятников».

Обнаружены также культурные слои на берегу озера у Цыганской лощины и на берегу Ячейки в районе водокачки. Название д. Железники, что стоит против бора, связано с выработкой в северной его части железа простейшим «ямным» способом.

Если исходить из упомянутых фактов и учесть, что для жизни вятичей в бору были все условия, а Ока являлась водной преградой от врагов с юга, то в бору, можно надеяться, археологи прочтут еще не одну страницу предыстории Калуги,

3. ЛЕГЕНДЫ И ЯВЬ КАЛУЖСКОГО БОРА

Одной из самых оригинальных достопримечательностей бора является то, что на сравнительно небольшой его площади расположены шесть типов бора: лещинный, травяной, зеленомошник, долгомошник, черничник и сфанговый. И каждый отличается своим видом подроста и подлеска, каждый произрастает на только для него пригодной почве и подпочве, с определенным уровнем грунтовых вод. Различны в них и виды мхов, трав, ягод.

От областной больницы в Анненках начнем наш путь по широкой квартальной просеке со странным названием «черные столбы». Так ее назвали калужане после того, как по ней была проложена воздушная на черных просмоленных столбах линия связи. Потом линию убрали, а название осталось.

Справа за ограждением среди редко стоящих вековых сосен видны новые посадки: это один из реконструируемых участков бора. Подобная сложная трудоемкая работа проводится лесничеством бора в соответствии с его двадцатилетним планом. Надлежит на 309 га, где сосновые насаждения разрежены или спилены, посадить и вырастить более полумиллиона сосен.

Из пяти болот, имеющихся в бору, одно, что в пятом квартале, называется Богонное (Богоново) болото. Когда-то и здесь на шести гектарах со сфанговым, клюквенным и багульниковым покровом росли сосны. В 1955 г. их и верхний слой торфа уничтожил пожар. Сейчас по всему болоту восстановились мощные, различной расцветки, мхи, растут новые сосны, а в центральной расти — березы.

Крутицкая дорога, на которую нас вывела просека, летом сильно зарастает травой. Зимой она многолюдна, сотни лыжников едут по ней кататься с гор у д. Крутицы. ,

Нетрудно представить себе, как не в таком уж далеком прошлом ехали и шагали по ней крестьяне из Крутиц и других деревень в Калугу на базар или в какое казенное учреждение. Проходили они через лощину, по которой протекал ручей, теперь он бурлит только весной да в дождевые дни.

Место это, называемое Смолокуркой, сейчас сплошь заросло лесом и почти ничто не напоминает о том, что здесь был лесохимический промысел, стоял жилой дом для 12 рабочих и колодец чистейшей воды.

«В 1926 году трое мастеров, козельские по происхождению и вековые смолокуры, образовали промысловую артель... и начали смолокурение в лесном массиве «Городской бор» (М. Е. Шереметьева «Лесохимические промыслы в Калужском районе», Калуга, 1934). Из свозимых со всего бора сосновых пней они вырабатывали смолу, древесный уголь, скипидар.

От Смолокурни свернем вправо на дорогу, ведущую к лесничеству. Пройдем мимо посадок сосны в 6 квартале, мимо небольшого круглого болота. Оно словно серебряное блюдо с ободом из золотых сосен. Скоро выйдем к дубовой аллее. Вид дубов необычен: остроконечные большие листья похожи на листья клена, кора гладкая, почти черная с красным отливом. Дубы эти, являющиеся единственными представителями своего вида в бору, называются красными и посажены сорок лет назад.

Дорога ведет под уклон, и вот скоро мы у лесничества.

Шагая по просекам, по старинным дорогам, под вековыми соснами и мимо молодых посадок, вспомним о тех легендах, что связаны с бором, о его памятных местах.

В прежние времена все знали, что в Богонном болоте живет леший. Иные слышали, как он то грозно и глухо урчал, то потихонечку похрюкивал. Другие даже спасались от него бегством. Деревенская молодежь побаивалась ходить и через Цыганскую лощину: выходящие из озера русалки с зелеными волосами водили там в лунные ночи хороводы, заманивали парней.

Купцы с опаской проезжали через бор, а чиновников банков сопровождала вооруженная охрана. В архиве найден документ, которым городская дума в 1814 г. распорядилась выставить на дорогах в бору сторожей.

Дошло до нас имя одного разбойника, обитавшего в бору,— Юрас. Рассказывали, что он будто напал однажды на обоз самой Екатерины II. Царицу и ее людей не тронул, а обоз с добром угнал неведомо куда. Конный отряд калужан помчался на поиски, Юраса не поймали, но обоз царский нашли. За это будто и подарила Екатерина II калужанам бор. Но Это не более чем дворянская легенда о «доброй» царице, только что расправившейся с Пугачевым. На самом деле бор всегда принадлежал калужанам.

В бору в тринадцатом квартале есть бугор, называемый Заячьей горой. Возле него был «крест»— пересечение двух дорог. С этим местом связано следующее событие. После безуспешных попыток взять Москву осенью 1610 г. Лжедмитрий II обосновался в Калуге, где проявил себя жестоким и вероломным человеком. Так он казнил присоединившихся к нему и заподозренных в измене татарских князей. Утром 11 декабря на лошади, запряженной в возок, он поехал в бор охотиться на зайцев. Здесь-то крещеный татарин князь Петр Урусов выстрелом из пистолета убил самозванца и со словами «я научу тебя, как топить князей татарских», отрубил ему голову. Прибежавшие в бор калужане увидели: «...за рекой за Ячейкой, на горке, у креста лежит убит...»

Недалеко от этого места в северо-восточной части бора старообрядцы-раскольники устроили тайное кладбище. Вот что писал об этом краевед Д. И. Малинин: «Желающий пострадать и принять мученическую кончину приготавливал себе последнюю домовину — крепкий дубовый гроб и все необходимые принадлежности смертного часа. Окончательно приготовившись покинуть сей грешный мир, он приглашал к себе старца и ложился в гроб. Старец связывал мученику руки и ноги, чтобы он в последний момент не бился и не брыкался, и, наложив на лицо подушку, или, удушив его предварительно, заколачивал гроб» («Из калужской старины», Калуга, 1925).

По северной части бора исстари значатся утраченные теперь «французские могилы». Может быть, захоронены в них наполеоновские солдаты-мародеры, получившие отпор жителей местных сел.

В годы революционной борьбы члены РСДРП проводили в бору сходки, маевки, собрания. Старые большевики отмечали, что наиболее надежными местами были 2, 3, 7 и 8 кварталы леса, куда легко было пройти незамеченным из города через Подзавалье и д. Черкосвитино. В апреле 1905 г. социал-демократы провели в бору с солдатами, отправляющимися на русско-японскую войну, ряд собраний. В 1906 г. на собрании у сторожки лесника состоялись выборы комитета Калужской организации РСДРП, В том же году на массовой маевке перед собравшимися выступил представитель ЦК партии. В 1907 г. на собрании были избраны делегаты на V съезд от Калужской организации РСДРП. Это только малая часть примеров революционной работы, проводившейся в бору.

Любимым местом отдыха был городской бор для К. Э. Циолковского. На сохранившихся фотографиях мы видим его в бору с велосипедом под вековыми соснами. Тогдашний лесничий бора А. А. Чеканов рассказывал, что особенно часто Циолковский бывал в 17,22 и 23 кварталах, где росли только сосны. «До настоящего времени,— вспоминал лесничий,— я не забываю типичную картину: вот Циолковский сидит на пенечке, как будто к чему-то прислушивается, всматривается в глубь леса и потом что-то записывает в записную книжку».

Кто знает, может, именно в такие минуты рождались в его мыслях новые идеи освоения космоса.

Значение бора для города велико, многогранно. Недалеко то время, когда Калуга станет полумиллионным городом, потребуется значительно расширить зоны отдыха.

А есть ли у калужан другие, кроме бора, места, где можно развивать загородный отдых? Да, они есть и их достаточно.

Еще в 1944 г. Советское правительство приняло постановление о создании вокруг промышленных городов «зеленых зон».

В такую зону Калуги для ведения в ней лесного хозяйства по режиму лесопарков с использованием их защитных и санитарно-гигиенических функций включено 24 тысячи гектаров леса Пригородного, Приокского и Левтолстовского лесничеств.

Когда в этой зоне будут созданы благоустроенные участки отдыха, туристские базы, пансионаты, бор как бы раздвинет границы, оставаясь эталоном первозданного леса, жемчужиной в зеленом ожерелье Калуги.

Котов Л. Ф.

...

За три десятилетия Калужский Бор мог быть вырублен, застроен коттеджами, но нет, цел. Разве что вырублены пограничные с ним участки под новую трассу от Анненок в сторону Тихоновой Пустыни, да коттеджами застраивается поле у Черносвитино. Появился новый памятник у поворота на дачу губернатора. История его начинается с памятника, в тексте: "скромный обелиск, увенчанный красной звездой. Под ним покоятся советские воины, павшие в боях за Родину." Это оказалось неправдой. Поисковики исследовали и "могилу", и ее окрестности - ничего не нашли. Дальнейшее расследование выявило что фактически останки людей, фамилии который выбиты на монументе, находятся на Пятницком кладбище и ряде других братских могил. Но работы в Бору не остановились только на территории дачи губернатора. Были найдены останки и других бойцов в местах, которые показали ныне здравствующие свидетели той войны. Да война, в Бору была, но никто не покушался на память о войне и тем более не строил дачу на костях. Для бывшего губернатора Артамонова, православного человека, это было бы слишком. Памятник, кстати, говорят можно увидеть, если попросить охранника дачи... Что еще изменилось. Пионерских лагерей больше нет на южной опушке, но санаторий детский работает. Остатки угольной шахты рядом не нашел - единственно что из вышеприведенных рассказов осталось загадкой. Остатки могил на месте. Музей... Музей как бы есть, и как бы его нет. Экспонаты на месте, но за ним следит таинственная группа энтузиастов, бывших лесников, которая бывает в нем крайне редко. Внутри поделки из дерева. Вот чего действительно жалко - практически все деревянные фигуры во главе с Олимпийским Мишкой утрачены. На то оно и дерево. Остался только водяной с русалкой на берегу в районе все того же домика лесника.

В Бору бываю не сказать чтобы часто, но бываю. Все рассказы про Бор:

Калужский бор, осень 2020

Калужский бор, лето 2020

Яченка у Калужского Бора в мае

Памятник павшим героям-освободителям Калуги в Бору    

Калужский бор. Дача губернатора - поле сельхозакадемии - Черносвитино.

Калужский бор. Дамба с корабликом - южная опушка - заброшенная "Лесная сказка"

Калужский Бор. Опытное поле и дендрарий.

Калужский бор, зима 2019

Две прогулки по бору, 2016 год

Льва Толстого (монастырь Тихонова Пустынь) - деревня Белая - Бор - парк Циолковского - лыжная прогулка

Калужский бор ранней весной

Калужский бор. Южная опушка в Анненках.

Калужский бор в марте. Американская норка.

Анненки - южный Бор - Море - парк Циолковского

Сосновая роща и Бор. Зима.

Гадкий Бор