Blue Flower

 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

biblio-otk-118.jpg

Город очень красив, улицы камнемвымощенные, широкие, строения многокаменного; два купеческие дома такие,что были бы хороши и в Петербурге.В одном из них жила Императрица, адругой назначен был для покойнойЕлисаветы Алексеевны. В первом (явнутри не был) убранство главнойкомнаты стоило хозяину, купцуЗолотареву, сказывают, 10000 рублей...На главных улицах тротуары; аллея,обсаженная деревьями, для гулянья;мост каменный и широкий, однимсловом, все хорошо, что едва ли естьдругой столько же хорошийгубернский город.

Из архива князя

Оболенского-Нелединского-Мелецкого. «Хроника недавней старины». СПб. 1876 г., с. 271.

Калуга поражает своей гармонией и уютом. Этовпечатление всегда приходит, когда гуляешь по городкуПростая и ясная планировка улиц, застроенных домам^конца XVIII - начала XIX вв., очаровывает, словностаринная гравюра. Каждая часть города благодаряособенному характеру застройки имеет свой неповторимый образ. Но эта разность собрана в гармонию целого,именуемого «город русского классицизма». Калуга -произведение, созданное человеком-творцом,труд и воля смогли обуздать природную и социальнуюстихию средневекового города. Имя этого человека -П.Р. Никитин.

Петр Романович упражнялся в архитектуре с детству,(лучшим учеником и помощником Д. Ухтомского, трудился в Москве и Твери. Опытный и умудренный в строительном деле архитектор в конце XVIII века переустраивал города на новых началах. Калуга стала венцом его творчества. В 1776 году наш город по Указу Екатерины II становится центром губернии. Деятельный наместник М.Н. Кречетников увлек Никитина болылой строительной перспективой и пригласил его в Калугу-Здесь зодчий создал проект - цельный по художественному замыслу и ясный по структуре. Архитектор мастерски использовал сложные топографические условия и исторически сложившуюся: планировку города. Он органически включил в композ плана существующие каменные постройки и планирок-кУ улиц ориентировал в сторону реки, параллельно ей и большим оврагам, которые зелеными клиньями проникает реки в город и включаются в общую композицию пл--анаЭти древние овраги зеленым ожерельем обрамили города, отделив его от других частей центрального и предместья, по которым соединяющимися лучами разошлись прямые улицы.

Ныне сей город весь почти выстроен по опробованному плану весьма порядочно; улицы расширенны, а некоторые вновь проведены, которые, будучи большею частию открыты к рекам Оке и Ячейке, очищаются от городских испарин, доставляя городу чистый воздух, делая чрез то в оном здоровый для жителей климат; а бдение полиции и исправность пожарных инструментов сохраняют город от свирепости пожаров...

Г. Зельницкий.

Урания. Четвертая четверть.

Калуга. 1804 г., с. 17.

Планировка города оказалась раскрыта в сторону заречья.Здесь, на высоком мысу, на месте исторического ядрагорода, Никитин задумал и создал ысокохудожественныйи единственный в своем роде ансамбль центра Калуги. Онсостоит из примыкающих друг к другу административнойи торговой площадей, решенных по-разному.Административный центр образуют здания

biblio-otk-119.jpg

biblio-otk-120.jpg

Присутственных мест, три корпуса которых огибаютплощадь с собором, образуя разомкнутое каре.Соединенные арочными переходами, они представляютсобой как бы одно сооружение, обособленное от бурнойжизни города, которая видна лишь в арочные проемы иникогда не проникает внутрь каре. Композиция исдержанный декор подчеркивают официальное

 

biblio-otk-121.jpg

Лучше чем всякие теоретические доказательства Калуга разбивает установившееся крепко мнение, что провинциальный город -обиталище скуки, собрание нелепых домов, похожих на казармы или ящики, грязных кривых улиц и переулков... Расположена Калуга по берегу Оки, на высоком .косогоре. С противоположного берега, тоже высокого, красива панорама города с светлеющими среди деревьев главами колоколен и церквей, с невысокими домами и протекающей по глубокой долине Окой. В городе хороши правильно распланированные в Екатерининские времена улицы, сады, бульвары, поросшие вековыми деревьями овраги, так неожиданно и красиво нарушающие строгуюпланировку улиц, придающиегороду живописный и уютныйвид.

Ю. и 3. Шамурины.Калуга. Тверь. Тула. Торжок. //Культурные сокровища России.Выпуск седьмой. М., 1914, с. 7.

 

назначение сооружения. Из трех зданий Присутственных мест главным является губернско еправление, в силуэте которого выделяется центральная часть - портик с шестью пилястрами тосканского ордена,увенчанный аттиком. Тосканские спаренные колонны,оформляющие проездные арки, акцентируютархитектурное решение. Строгая симметрия, ритмичный

biblio-otk-122.jpg

biblio-otk-123.jpg

 

шаг лопаток, прямоугольные филенки окон, развитыекарниз и фриз с характерными для конца XVIII в.щелевидными чердачными окнами - все эти простыесредства составляют главную тему ансамбля и придаютему необходимую значимость. Строительство зданийначалось в 1778 году и стало одним из первых актоввоплощения в жизнь плана регулярной застройки города.

 

biblio-otk-124.jpg

 

biblio-otk-125.jpg

Продолжительность рабочего дня вправительственных учрежденияхбыла 5 часов, за исключением Управления бывш. Сызрано-Вяземской железной дороги, гдезанятия проходили 6 часов в день,а в Городской Управе - четыре часав день. Во всех учрежденияхзанятия начинались в 10 час. утра.

НА Крамес. Старая Калуга. Историческаясправка.

 

 

Административный комплекс предназначался длянаместнического правления, судов и других губернскихучреждений екатерининского времени. С их открытием всреде городских жителей появился новый социальныйслой - чиновничество - это особый мир, в которомнередко встречались и невежество, и откровенноемошенничество. Их живописный портрет мы встречаем у

biblio-otk-126.jpg

 

Старший брат Коля учился в Уездном училище, где и кончил курс. Поступил на службу в Палату Гражданского Судачиновником. Жалования он в то время получал, кажется,'" Р. В молодости имел характер живой, веселый, большой танцор. Он очень много читал и тем значительно развил себя. К службе, как видно, способен был - но, кажется, ленив, а особенно не сдержан на язык старшим начальникам, нов высшей степени справедлив и честен, что, конечно, не нравилось старшим, у которых взятки были на первом плане, а особенно в суде. Почерк он имел прекрасный, грамотно и хорошо составлял (а не переписывал) бумаги. За справедливость и честность его считали неуживчивым, а собственно, его боялись .Поэтому он, переходя  сместа на место, в конце концов совершенно бросил службу и занялся быть ходатаем по делам меньшей братии.

П.П. Гусев. Отрывочныевоспоминания из своей жизни.

 

Ивана Сергеевича Аксакова в «Письмах к родным»,написанных из Калуги, где он служил в уголовнойпалате с 1845-го по 1848 год. Собирательный образвыглядел так: «Получает два целковых в месяц, ни кчему на службе, кроме переписывания, не способен,женат, имеет полдюжины детей и мошенничает».

biblio-otk-127.jpg

biblio-otk-128.jpg

В 1800 г. в восточный корпус Присутственных местбыла переведена из Лаврентьевского монастыряКалужская семинария. Семинария открылась в Калуге в 1776 году - ранее, чем была образована Калужскаяепархия. Сначала в ней были высший и низшийграмматические классы, в которых обучались дети от 8 до14 лет. С 1800 года здесь уже преподают риторику,

biblio-otk-129.jpg

философию, богословие. В началеXXстолетиякалужским семинаристам уже не хватало этих наук, и онстремились расширить через самообразование своипознания в области революционных идей переустройстважизни. На протяжении всего XIX в. в здании шлипеределки, чтобы приспособить его к потребностям учебнозаведения, в центре фасада появился портик, построенный в 1824 году по проекту губернского архитектораН.Ф- Соколова. К 1896 году оно наконец приобрелонадлежащий вид и таким оказалось запечатленным настаринной открытке. Семинария была закрыта в годысоциалистической революции, но в концеXXстолетиявозродилась и в настоящее время вновь занимает частьпомещений восточного флигеля Присутственных мест.

 

...Наблюдалось среди некоторой части учащейся молодежи мужской и женской гимназий, реального и технического железнодорожного училищ и духовной семинарии обращение изданий нелегальной литературы; в семинарии же обнаружено существование тайного кружка противоправительственного направления. ...в семинарии... существовал кружок академического направления, задавшийся целью путем взаимного объединения и объединения с воспитанниками других семинарий, путем подачи в св. Синод петиций за массовыми подписями, путем террористического способа действий (забастовок, прекращения хождения на лекции и пр.) добиться видоизменения устава семинарии, ...к этому кружку принадлежали: Дмитрий Малинин, Александр Крылов, Иван Сергеевский, Вячеслав Бриллиантов, Александр Алексеев, Иван Азбукин, Алексей Архангельский, Семен Добринский, Сергей Смирнов, Федор Победоносцев, Яков Чистяков

biblio-otk-130.jpg

 

и Селезнев-Гран...По показаниям же Грознова всеминарии существовали ссередины 1902/03 учебного годадва обособленных кружкасамообразования, причем одиниз них состоял из учениковмладших, другой - старшихклассов; далее, что кружокмладших классов... сталдоставать для себя иприобретать за деньгипреступные издания.

Из политического обзора Калужскойгубернии за 1903 г. об организации идеятельности революционногокружка в Калужской духовнойсеминарии. 22 марта 1904 г.

 

Корпуса Присутственных мест окружают величественноездание Троицкого собора, вместе с которым образуютединый архитектурный ансамбль в стиле русскогоклассицизма. Собор был воздвигнут по проектуИ.Д. Ясныгина, талантливого архитектора, которыйтактично и творчески продолжил дело переустройстваКалуги после П.Р. Никитина, умершего в 1785 г.

biblio-otk-131.jpg

Масштабность здания поражает, и всякий раз восхищаетразмах и смелость архитектурного замысла. СоборЯсныгина сильно отличается от тех культовых зданий,которые знала Калуга до него. Мощная ротонда,возвышающаяся над центральной частью собора,перекрыта первым в России бестолпным куполом сдиаметром в 17 метров и скорее навевает образитальянской базилики. У многих специалистов, средикоторых был и знаменитый петербургский архитектор

А.Д. Захаров, вызвала сомнение правильность расчетовкуполообразного перекрытия. Ясныгина называлифантазером, но смелый калужский зодчий отстоял свойпроект и воплотил его в жизнь. Купол - не единственнаяуникальная особенность собора, с ним связано многоинтересных фактов. Троицкий собор всегда находился вцентре Калуги. Он был срублен в XVI в., когда на

Внутри четвероугольника,образуемого корпусами Присутственных мест, находится собор во имя св.Троицы, заложенный поповелению ИмператрицыЕкатерины II в 1786 году, наместе разобранного старого, построенного в 1686 годувдовой Анной Петровной Хитрово в поминовение царя Федора Алексеевича. В 90-х годах XVIII  столетия постройка приостановилась на 12 лет. Работы по сооружению собора были возобновлены уже при Александре I и закончены к1819 году; таким образом,Троицкий собор совершенно не является постройкой Екатерининского времени.

Ю. и 3. Шамурины. Калуга. Тверь. Тула.Торжок. // Культурные сокровищаРоссии. Выпуск седьмой.М., 1914г., с. 21.

biblio-otk-132.jpg

 

biblio-otk-133.jpg

 

крутом мысу рек Оки и Березуйки была сооружена деревянная церковь. Первое упоминание о соборе мывстречаем в 1610 году в связи с захоронением под егосводами Лжедмитрия П. С именем самозванца былосвязано и деревянное здание воеводского дома, котороеслужило ему дворцом и в котором в 1606 году жилвождь крестьянской войны Иван Болотников. Воеводы изба сохранялась в числе немногих деревянных построек

biblio-otk-134.jpg

 

на территории калужской крепости до грандиозныхперемен конца XVIII в., связанных с сооружением новогоадминистративного центра губернской Калуги. Троицкийсобор к этому времени был три раза перестроен, причемв 1687 году уже в камне, но это нисколько не помешаловновь перестроить его на основе новых принциповградостроительства. По разным причинам строительствособора растянулось с 1786-го по 1811 год, освящение жесостоялось только в 1819 году.

После победной Отечественной войны 1812 г. в соборехранилось одиннадцать знамен Калужского ополчения изнамя Азовского пехотного полка, которое в 1866 г., попросьбе городского общества, было привезено из Санкт-Петербургского арсенала и торжественно поставлено вчесть подвига калужанина унтер-офицера

С.А. Старичкова, спасшего это знамяво время Аустерлицкого сражения в 1805 г.

biblio-otk-135.jpg

 

biblio-otk-136.jpg

 

Интерьер собора был решен в классическом стиле иотличался особой торжественностью благодарязнаменитому иконостасу, созданному по рисункам МатвеяФедоровича Казакова. К сожалению, этот уникальныйпамятник был уничтожен после того, как в 1924 г. соборбыл закрыт. Тем не менее чувства обреченности нет, аесть надежда на то, что ошибку можно исправить, так

biblio-otk-137.jpg

как произведение М. Казакова осталось запечатленным нафотографиях и открытках. В 1991 г. собор переданКалужской епархии и в настоящее время реставрируется.Службы вновь возобновились, а часы на соборнойколокольне опять отсчитывают время. Но не толькомерный ход часов напоминает нам о быстротечностижизни, пожелтевшие прямоугольники старых открытоктакже свидетельствуют о стремительном беге времени.

 

Разглядим повнимательнее карточки с видами Троицкогособора. Вот он, исполин, в центре мощеной соборнойплощади на фоне двухэтажных корпусов Присутственныхмест. Это одно из ранних изображений собора, сделанное в80-е годы XIX в. А вот мы видим рядом с апсидойаллею молоденьких елей и новую примету времени - столбс керосиновым фонарем. На третьей открытке

 

biblio-otk-138.jpg

 

biblio-otk-139.jpg

biblio-otk-140.jpg

 

архитектуру кафедрального собора закрывают стройныемолодые липы. Это деревья главной аллеи Городскогосада, которая была устроена в середине 90-х гг. XIX в.Аллея тянется вдоль восточного корпуса Присутственныхмест и, пересекая старый бульвар, устроенный еще 1818г. между собором и смотровой площадкой, упирается впоследнюю. Городской сад развивался постепенно. В 1894

 

В саду имеется асфальтовая площадка для игр детей, ресторан «Кукушка», построенный в русском стиле, две эстрады для музыкантов, фонтан, цветники и летний театр. Последний стоит в той части сада, которая разделана недавно. Года три до театра здесь помещался синематограф, а в 1911 г. был открыт театр. Сад обнесен лет десять назад железной решеткой и освещается электричеством. Публика в дни гуляний фланирует исключительно по главной аллее, которая бывает тогда запружена толпой, а остальные аллеи почти пустуют. Наиболее привлекательным местечком в саду является с правой стороны от входа круг, обсаженный елочками и уставленный диванами, в центре которого стоит старина - раскидистый серебристый тополь, увешанный электрическими лампочками.

Д.И. Малинин . Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912 г.

 

biblio-otk-141.jpg

 

году по инициативе калужского губернатора АлександраГригорьевича Булыгина и на его счет возле собора былустроен сквер, названый, по его желанию,«Владимирским» в память посещения в 1888 г. КалугиВеликим князем Владимиром Александровичем иавгустейшей супругой его Марией Павловной.Украшением сквера является аллея лиственниц, которая

 

biblio-otk-142.jpg

 

biblio-otk-143.jpg

biblio-otk-144.jpg

 

обрамляет вид, открывающийся на собор от ризалита зданиягубернского правления. В 1905 году вдоль западногокорпуса Присутственных мест была посажена еще одналиповая аллея. Устройство Городского сада привнесло вжизнь калужан замечательную традицию гуляний. Онисопровождались музыкой духовых оркестров и различнымиаттракционами. В 1900 году в саду устроили электрическое

biblio-otk-145.jpg

biblio-otk-146.jpg

 

освещение, а на фонтане, перенесенном на бульвар соСтароторжской площади в 1886 г., вместо статуи лебедяустановили покрытую цветной эмалью фигурку девочки подзонтиком. Эту скульптуру привез из путешествия поИталии один калужанин и подарил ее городу.Городской сад также, как и соседствующая с нимархитектура, - достопримечательность Калуги. Среди его

 

biblio-otk-147.jpg

biblio-otk-148.jpg

зеленых насаждений много ценных пород. Зеленый островок,выросший внутри административного центра, смягчаетгеометрический рисунок классической архитектуры иповторяет излюбленный никитинский прием - использованиеприродных условий в городской планировке. Именно таксоздан центр Калуги, он органично связан с живописным противоположным берегом Оки, где в садах утопают деревушки и возвышается небольшая церковь. Со смотровой площадки высокого окского берега не устаешьлюбоваться неспешным течением извилистой реки ипанорамой крутых берегов. Привычный пейзажпритягивает взгляд своим простором и дальнейперспективой. Смотровая площадка, как и весьГородской сад, - любимое место отдыха калужан. Здесь каждый может найти место, созвучное его настроению.

 

biblio-otk-149.jpg

 

Отсюда открывается чудесный вид на Оку и на 3 стороны на много верст вдаль. Прежде всего попадают в поле зрения два села за рекой - Ромодановское и Покровское. В первом, полагают, старинная каменная церковь построена в начале XVIII в. кн. Ромодановским, по имени которого называется село; в церкви интересный иконостас с резьбой. Покровское импонирует своей большой красивой церковью.

 

С площадки виднеется плашкоутный мост, пароходная пристань, шоссе, длинной серой лентой уходящее ввысь, роскошный сосновый бор, прекрасный сад Коншина в Ромоданове и в ясный день вд голубой дымке - поезд М.-К.-В. железной дороги, идущей в Тихонову пустынь с Угры.

Д.И. Малинин. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Ка и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912 г.

 

Есть, где можно шумно и весело провести время, много тихих и уединенных уголков и совсем нет тупиков. Гуляя по аллеям, непременно забредешь в какой-нибудь уютный уголок, где природа и архитектура находятся в прекрасном слиянии.

biblio-otk-150.jpg

biblio-otk-151.jpg

Так тенистая дорожка старого бульвара, бегущая на запад, приведет к массивному красному зданию, которое стоит на краю крутого склона Березуйского оврага, вполне согласуясь с его размерами. Это Дворянское собрание. Оно открывается взору нарядным фасадом. Некоторые архитектурные черты схожи с теми, что мы видели у административных зданий центра. И все-таки глаз

biblio-otk-152.jpg

отличает новые детали убранства: ритмичный шагпилястр и новый рисунок капителей, образованный волютами и листьями оканта. И, конечно, - балкон, опирающийся на четыре колонны, под который к центральному входу «ныряет» пандус. Все это говорит о том, что мы вновь совершили путешествие во времени, ибо перед нами архитектура другого периода. Здание построено в 1850 году. Автором проекта называют архитектора И.И. Таманского, который переработалп роект, присланный в Калугу из Петербурга в 1848 г.

Но к возведению Дворянского собрания причастен еще один человек - архитектор Петр Иванович Гусев, который был его «строителем». Петр Гусев построил много за свою жизнь, но здание Дворянского собрания было его гордостью. Оно стало символом личных достижений в жизни этого человека. Гусев родился в с. Троицком Медынского уезда Калужской губернии в 1809 г. в семье крепостного крестьянина помещиков Хлюстиных. Его родители понимали пользу образования и отдали мальчика учиться - сначала грамоте, а потом и архитектурному делу. Большая семья Гусевых верно служила своим господам и заработала в 1832 г. вольную. «Вольный лист бумаги в моем кармане, - писал Петр Гусев, - давал мне полное право располагать по своему желанию». И распорядился Петр Иванович своей жизнью очень ответственно: бывший крепостной, он прошел службу учителем рисования и комиссионером Провиантской комиссии, дослужился до чина коллежского асессора. Служба была для него необходимостью, архитектура - 

biblio-otk-153.jpg

 

любовью, а жизнь - честью. Через восемь лет в здании, построенном бывшим По приглашению Губернского Предводителя

дворянства, Его превосходительства Василия Крепостным архитектором 1усевым,Дмитриевича Мещершова был приглашен к заседал Губернский комитет по устройству постройке Дома Дворянского собрания, которое

ныне служит украшением г. Калуги. Я был  помещичьих крестьян. Г. Предводителем за мое усердие, и он ценил мое знание, мне было положено от дворянства в год по 300 рублей серебром за мои труды; я, начав оное строение, и окончил оное счестию строителя. Да служит оное в воспоминание о мне и потомкам моим, если Богу угодно меня оными благословить на долгие времена и лета.

Жизнеописание коллежского асессора Петра Иванова Гусева.

 

На втором этаже здания расположен большой двухсветный зал, в котором буквально царит торжественность. Это чувство зарождается раньше, когда поднимаешься на второй этаж по большой чугунной лестнице художественного литья. Раз в три года в зале проводились съезды калужского дворянства. Ежедневно дом этот был местом общения представителей высшего

biblio-otk-154.jpg

сословия, которые имели здесь свой закрытый клуб давно заведенным порядком: «...к девяти я являюсь в собрание, где всякий день играю в вист очень счастливо. Вечера здешние людны, особливо по воскресеньям: дам за бостоном и вистом бывает до десяти и более; партии столах на четырех; девицы и молодые мужчины танцуют под клавикорды. Ужинают там, где сидят, и в полночь разъезжаются... Таков здешний род жизни...» - так описал калужский клуб поэт начала XIX века Ю.А. Нелединский-Мелецкий, живший в Калуге с

 

1826 по 1828 гг. В те годы, до постройки здания Дворянского собрания, корпоративная организация дворян Калужской губернии располагалась в Присутственных местах. Обзаведясь собственным домом, местное высшее сословие стало разнообразить свой досуг всевозможными культурными развлечениями. Здесь устраивались концерты, спектакли, балы, маскарады,

Для дворян и старших чиновников правительственных учреждений, которые с известного чина приобретали лично дворянство, в Калуге имелось Дворянское собрание. Доступ в эти собрания был строго ограничен, и лицам, не относящимся к офицерам и дворянам, возможно было посещать их только при письменном поручительстве с записью в книгу «.посещение посторонних лиц» - в Офицерских собраниях кем-либо из офицеров, а в Дворянском собрании видного дворянина, занимающего высокий пост в правительственном учреждении. ...В этих собраниях преимущественно процветала картежная и бильярдная игра и имелись буфеты-рестораны с крепкими напитками и горячимикушаниями. Изредка в Дворянском собрании устраивались с благотворительной целью платные танцевальные вечера и балы, как, например, ежегодно в январе месяце бывал «ситцевый бал», денежный сбор с которог опоступал в фонд для оказания помощи нуждающимся студентам-калужанам, обучавшимся в высших учебных заведениях России. В эти дни каждый, купивший билет на танцевальный вечер, мог посетить Дворянское собрание.

НА. Крамес.

Старая Калуга. Историческая справка.

 

biblio-otk-155.jpg

 

biblio-otk-156.jpg

 

литературно-музыкальные вечера, выставки, выступали Н.Г.Рубинштейн, С.И. Танеев, Леонид Андреев, А.В. Собинов, Мария Савина, а также местные звезды: Н.Н. Коншин и И.Я. Коншина, Д.Д. Гончаров и В.К. Гончарова и многие другие. Не один раз калужане смогли посетить в Дворянском собрании художественные выставки передвижников, а также ознакомиться с 

biblio-otk-157.jpg

 

28 декабря в зале Дворянского собрания дан быв профессорами Московской консерватории С.И. Танеевым и И. В. Гржимали и любительницею некою В.М.Жилинскою концерт в пользу Калужской музыкальной школы. Концерт сопровождался блестящим успехом, и ему могла бы позавидовать Москва. Он начался с сонаты Бетховена, посвященной Крейцеру. С. И. Танеев исполнил фантазию Шопена, ноктюрн Аренского, Бетховена, А. Рубинштейна, вальс Чайковского и Н. Рубинштейна. И.В. Гржимали исполнил 4-й концерт. Виетана, легенду и «польский» Винявского... В.М. Жилинская обладает звучным, мягким и хорошо

обработанным soprano, изящною колоратурою и фразировкой. С особенным успехом была исполнена ею известная ария из оперы «Фауст» соч. Гуно «Air des bijoux». Зал Дворянского собрания был переполнен публикою, приветствовавшею исполнителей громом рукоплесканий. ...Нельзя не отнестись с величайшею благодарностию к настоящему владельцу известной фортепианной фабрики в Москве «Беккер» П.Л. Петерсону, приславшему безвозмездно, исключительно для концерта, концертный рояль». "Калужские губернские ведомости", № 2, 1885 г.

 

местными промышленными выставками. Залы Дворянского собрания украшали «обычные для этих зданий» портреты и бюсты разных лиц, среди которых выделялась картина «Шамиль приносит присягу на подданство Государю», отразившая важный исторический факт жизни Калуги 1869 года. Здание Дворянского собрания как бы преграждает наш дальнейший мысленный путь на запад и заставляет повернуть на север, где мы вновь оказываемся в липовой аллее, идущей вдоль Березуйского оврага, холодное дыхание которого ощущается здесь в любое время года. Аллею разбили при губернаторе Н.М. Смирнове (1845 - 1852 гг.) и назвали «Золотой». Резиденция губернатора находилась здесь же, в административном центре, в юго-западной части Городского сада. Иван Денисович Ясныгин для постройки губернаторского дома использовал типовой проект А.Д.  Захарова и поставил здание так, чтобы оно не закрывало от собора южную перспективу. Дом был выстроен в 1808 - 1811 гг. и украшен в центральной части колоннами. Первоначальный облик дома сохранился лишь на старом плане, который можно увидеть в краеведческом музее. При губернаторе Жуковском архитектор Н.Ф. Соколов переделал фасады, в результате появился фронтон и балкончик в центре второго этажа. Внутри сохранилась замечательная чугунная лестница на кронштейнах. Черное литье в архитектурном декоре Калуги составляет неповторимый имидж города. Во многих Домах продолжают нести свою службу ажурные козырьки и лестницы. Но две из них - в Дворянском собрании и в губернаторском доме - великолепны, словно изящное кружево. о доме находились канцелярия и квартира губернатора. Сюда, согласно правилам светского этикета, приходили представляться высшему должностному лицу губернии приезжавшие в Калугу гости. Этот дом повидал многих высокопоставленных и знаменитых лиц. Прежде всего хочется назвать деятелей отечественной культуры, так как в их творческом наследии остался запечатленным образ провинциального города, в который мы, несмотря на нелицеприятные порой оценки, всматриваемся с интересом и любовью спустя много десятилетий. Это замечательные

 

biblio-otk-158.jpg

 

имена: поэт Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, писатели Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Аксаков, Алексей Константинович Толстой, Виссарион Григорьевич Белинский, актер Михаил Семенович Щепкин, Александра Осиповна Смирнова-Россет. Многие губернаторы своей созидательной деятельностью заслужили благодарную память калужан. С почтением мы отмечаем организатора калужского ополчения в 1812 году П.Н. Каверина (1811-1816), В 1915 году в Калуге появились легковые автомобили, но их было всего два: один у губернатора и другой - у председателя окружного суда.

Н. А. Крамес. Старая Калуга. Историческая справка.

 

Н.М. Смирнова (1845-1852), замостившего улицы Калугии посадившего липы вдоль Березуйского оврага и на его склонах, благотворителя А.П. Оболенского (1825 -1831),либерала В.А. Арцымовича (1858 - 1862),осуществившего в губернии крестьянскую реформу, изменившего темп жизни города и положившего начало общественно-историческому изучению губернии.

Губернатор был человек среднихлет, спокойный и довольноблагодушный. На тестрашилища Петербурга, какиерисовали себе Катя Новоселоваи Лиза, вовсе не походил. Ноправительство собою являл,привык к этому и не мог статьиным. Хоть по медвежьим угламгубернии ездил без радости, всеже странным ему былопутешествовать запросто, безтроек с исправниками впереди,троек со становыми иурядниками сзади. Так нужно,дело государственное. Пустьлично и не крутой, все-таки онначальник, должен изливать вэтом захолустном крае сияние,отблеск верховной власти.

Б.К. Зайцев. Путешествия Глеба.Антантида. Калуга, 1996 г.

 

biblio-otk-159.jpg

 

biblio-otk-161.jpg

 

biblio-otk-162.jpg

 

С дома губернатора начинается череда построек, которые тянутся справа, вдоль Золотой аллеи. Следующее -высокое трехэтажное здание Окружного суда. Онопристроено к западному корпусу Присутственных мест в1863 году. Декоративная отделка фасада полностьюповторяется: руст стен нижнего этажа, замковые камнинад проемами окон и дверей, прямоугольные филенки

 

biblio-otk-163.jpg

 

расстоянии около 6 верст,приносит существенную пользув деле быстрого сообщениямежду означеннымиправительствующимиучреждениями, облегчая тем ихканцелярскую переписку, чтоIудостоверяют подписью иприложением казенной печати-Причитающийся гербовый сборуплачен.

Калуга. Декабря 14 дня 1885г.Губернатор Жуков.Правитель канцелярии В. Беляев.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Дано сие свидетельство кандидату прав С.-Петербургского университета Павлу Михайловичу Голубицкому в том, что, с разрешения Министерства внутренних дел, им в августе месяце с.г. устроено в г. Калуге телефонное сообщение системы его, г-на Голубицкого/ между губернаторским домом, губернским правлением,

квартирою полицмейстера, городским полицейским управлением, губернским тюремным замком и 2-й полицейскою частью, с постановкой в канцелярии губернатора центрального соединенного бюро. Аппараты его, Голубицкого, ясно и отчетливо передают слова, и вообще же телефонное сообщение, действуя вполне удовлетворительно, на высоких окон второго и третьего этажей, щелевидныечердачные окна фриза и, наконец, венчающийкомпозицию фронтон над мезонином в пять окон.Архитектура Окружного суда вполне соответствуетназначению здания, которое тактично вписалосьв ансамбль административного центра, созданного совсемв другую эпоху.

biblio-otk-164.jpg

В Калужском окружном суде товарищем председателя 50лет служил Николай Сергеевич Кашкин (1829 - 1914),сын декабриста С.Н. Кашкина, участник кружкаПетрашевского, переживший вместе с Ф.М. Достоевскимобряд гражданской казни. После ссылки на КавказНиколай Сергеевич вернулся на родину (в с. НижниеПрыски Козельского уезда Калужской губернии былоимение Кашкиных) и поселился в Калуге. Занимаяактивную жизненную позицию, Н.С. Кашкин вошелв состав губернского Комитета по устройству бытапомещичьих крестьян и был среди демократическинастроенных его членов, способствовал распространениюграмотности в городе, участвуя в организации реальногоУчилища, бесплатной Народной библиотеки-читальнииОбщественной публичной библиотеки.

Все здания и сооружения, с которыми мы познакомилисьв центре города, были связаны с определенной жизненнойсистемой и укладом, которые сложились в XVIII веке ицарили, немного изменяясь, на протяжении всего XIX в.Правление Сызрано-Вяземской железной дороги - символдругого времени, когда вместе с техническимидостижениями в жизнь общества вторглись не только

biblio-otk-165.jpg

новые скорости, но и жесткость людей, напряжение и,наконец, другая мораль. Дитя новой эпохи - архитектураэтого здания - не успокаивает и не умиротворяет, онабуквально захватывает внимание и наступает.Величественное здание выстроено из красного кирпича 1892 году. В нем разместились многочисленные службы соспециалистами, обязанностью которых было управлятьжелезной дорогой. Городское общество много хлопотало,чтобы провести через Калугу железнодорожную ветку. 

В этом они видели «единственную надежду дляподдержания города», который в середине XIX векапереживал упадок в торговой деятельности, что,естественно, привело к ухудшению жизни, особенномалоимущего населения. Старания увенчались успехом,железнодорожная «артерия» реанимировала город.Оживилась привычная для его многовековой истории

biblio-otk-166.jpg

 

Агентурные наблюдения, производившиеся при Калужском губернском жандармском управлении, установили, что с 190] г. некоторые из политически неблагонадежных лиц, проживающих в г. Калуге, начали между собой сплачиваться и затем постепенно сорганизовали, в Целях противоправительственной пропаганды, кружки, которые, приобретя постоянные источники для добывания '^легальной литературы социал-

демократического и революционного характера, стали в тех же целях пропаганды распространять эту литературу, преимущественно в г. Калуге, среди учащейся молодежи и рабочих Сызрано-Вяземской ж.д. Первый кружок составился осенью 1901 г. из служащего при Управлении Сызрано-Вяземской ж.д. Дмитрия Васильевича Разломалина, дворян Николая и Веры Доброхотовых,

Екатерины МакаровойРогановой, Веры НиколаевойРадиловой, Николая ИвановаПопова, Павла ПавловаКаннинга, чиновникаКалужской губернскойконтрольной палаты ИванаАлексеева Голубева и рабочегоИвана КонстантиноваНикитина...

Из сведений Калужского губернскогожандармского управления оборганизации и деятельностиреволюционных кружков в г. Калуге.

 

торговля, но и пришло нечто другое. Город населилилюди новых профессий и привнесли с собой новый образжизни и мыслей, в предреволюционной Россииназывавшийся «неблагонадежным».

Рядом со зданием Правления Сызрано-Вяземской ж.д. находился пост городового. Один из них запечатлен на открытке, он явно позирует, так как фотограф снимает

biblio-otk-167.jpg

здание Правления, находящееся за его спиной. Иневедомо этому человеку, что порядок жизни, которыйон защищает, да и он сам как часть его, обречены, ибомаховик социальных потрясений уже начал своенеобратимое движение. Упомянутый нами пост городовогонаходился на границе первого и второго полицейскихучастков. Но это и граница средневековой Калуги. Так внашем городе старое и новое поныне живут в дружномсоседстве. Глубокий Березуйский овраг - вечное

напоминание о многовековой истории города. За егосклоном некогда находился «город рубленой, покрыттесом». Это была хорошая мощная крепость с 12башнями высотой до 7 саженей и стенами в3сажени,подробное описание которой оставил нам воевода ИванПолуехтов в 1685 г. Но жизнь «рубленого города» быланедолговечной, в 1700 году пожар уничтожил его, а

biblio-otk-168.jpg

вскоре пришли времена екатерининских реформ иокончательно смели остатки старины, заменив их новым,построенным в классическом стиле городом. На местесредневековой границы его был поставлен белокаменныйобелиск-пирамида, на котором находился герб г. Калуги:на голубом поле горизонтальная извилистая лента,означающая р. Оку, а над лентой императорская корона,символизирующая преимущество города в связи сУчреждением в нем наместничества.

 

Переустройство города требовало связать центр городас активно развивающейся Заверхской слободой. Этазадача была решена постройкой в 1780 г. Каменногомоста через Березуйский овраг. Автором проекта этоговеличественного сооружения был П.Р. Никитин.Е.В. Николаев, автор книги «По калужской земле»,писал: «...во всей России нет, вероятно, второго такого

 

biblio-otk-169.jpg

 

памятника, как мост через Березуйский овраг...Римский аквидук в центре России, фантазия Пиранези- вот что такое калужский мост. Овраг очень глубок, икогда спустишься по его зеленым склонам к ручью,бегущему по дну, и подойдешь к устоям моста,невыразимо огромным, начинаешь понимать, мечтой окакой архитектуре жила эта эпоха, и радуешься, чтоэта мечта столь необыкновенно осуществилась вобыкновенном русском городе».

 

Сей мост по своейогромности и красотеполагается в числе знатныхпубличных зданий. Он стоитна каменных арках вышинойв 11 сажен... На немвыстроено 28 каменныхлавок, а при конце онагосооружена пирамида,украшенная гербами уездныхгородов.

V.Зельницкий. Урания. Четвертаячетверть. Калуга, 1804 г.

 

Обозревая мост с любой точки, всегда находишься подвпечатлением его гигантских масштабов. Он не только связалсклоны оврага, но первоначально служил торговому делу, нарасширенных его концах до 40-х годов XIX в. находилиськаменные лавки. Позже на мосту установили чугуннуюрешетку с кронштейнами в виде волют. Обновленный видмоста запечатлели открытки конца XIX в.

biblio-otk-170.jpg

biblio-otk-171.jpg

По дну оврага некогда текла речка Березуйка,превратившаяся со временем в небольшой ручей. Егохолодная вода скапливается в известковых отложенияховрага, она всегда ценилась калужанами за прозрачностьи прохладу. Несмотря на то, что в воде отсутствуюткакие-либо минералы, тем не менее население называет ее«здоровец», такое же название было дано колодцу, над

biblio-otk-172.jpg

biblio-otk-173.jpg

 

которым поставили небольшуючасовенку. Она не сохранилась донаших дней, а вот ключ в вечномдвижении продолжает своюжизнь.

 

biblio-otk-174.jpg

81">

biblio-otk-175.jpg

 

biblio-otk-176.jpg

 

biblio-otk-177.jpg

 

С моста открывается широкая панорама. С одной стороны -ансамбль Присутственных мест, Троицкий собор, Дворянскоесобрание, зеленый холмистый правый берег Оки, гдедоминирует высокая колокольня Ромадановской церкви,видны неказистые домишки простолюдинов в Завершье.С другой - череда куполов калужских церквей: Покрова,«что на рву», Иоанна Предтечи, Жен-Мироносиц.

biblio-otk-178.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стоит на рву стех самых давних времен, когда Калуга была крепостью.Храм известен с 1626 г., в камне выстроен в 1687 г.Декор пятиглавого храма красив и производит большоевпечатление. Нарядные наличники окон состоят изколонок с перехватами, которые поддерживают маленькиефронтончики, углы четверика оформлены полуколоннами;роскошный фриз, украшенный закомарами в видекокошников, отделяет развитый пояс поребрика

великолепного рисунка. Боковые входы оформленыкрыльцами. Их кровля опирается на отлогие арки,свисающие посредине, которые своими основаниямиуходят в невысокие столбы-кубышки. Колокольняневысокая восьмиугольная в два с половиной яруса.Весь облик церкви полон примет русского зодчестваконца XVII в. Находясь возле нее, остро ощущаешь

biblio-otk-179.jpg

biblio-otk-180.jpg

глубину нашей культуры, цепкие корни которой неизменнопрорастают в каждом русском человеке независимо от того,в какое время он родился. Но иногда повседневная суетамешает почуствовать и осознать это в себе.Покровская церковь находилась в шумном торговомпосаде, за крепостной стеной, недалеко от проезднойПокровской башни. Здесь, на выезде из города,

biblio-otk-181.jpg

Калуга во многих отношениях естьсовершенное подражание Москве. Вездехудое сопутствует хорошему; так,например, видны возле прекраснейшихдомов самые бедные, подле наилучших,вымощенных улиц прегрязные переулки,... что ежели сосед вздумает идти ксоседу, не далее двух или трех сотшагов от него живущему, то долженобходить версты две или три.

Фон-Гун. Поверхностные замечания

по пути из Москвы в Малороссию. М., 1806 г.

находился кабак, или облупа. В таких, расположенных вглухих и окраинных местах, кабаках пьяного путникамогли ограбить мошенники, как говорили на Руси,«обобрать как липку» или «облупити». Далее по улице,которая развивалась на север, было достаточно питейныхзаведений и подворий, и называлась эта улица«Облупской». А возможно, в первоначальном названии

biblio-otk-182.jpg

biblio-otk-183.jpg

отразилось плохое качество деревянных мостовых,поскольку словом «облупа» обозначали некачественнуюдревесину, с дряблой, отслаивающейся структурой.Переустройство города на новый лад по плану регулярнойзастройки и новое оформление Облупской улицы совсемне изменили ее шумного характера. Здесь в основном

biblio-otk-184.jpg

располагались небольшие гостиницы для небогатых людей,постоялые дворы, магазины, и застроена она былапреимущественно двухэтажными небольшими каменнымидомами. В 1912 году в честь победы в Отечественнойвойне 1812 года улицу переименовали в «Кутузовскую».Эта улица связывала две торговые площади: начиналасьот Старого Торга и заканчивалась на Новом Торге.

Недалеко от него на пересечении с Масленниковской

улицей стоял дом купца Г.Ф. Софронова. С лепными

украшениями на карнизе и подобием вензеля на

фронтоне, он украшал собой перекресток. По давней

традиции верхний этаж был жилым, а на первом

располагался магазин. В его рекламе значилось:

«Торговый дом

Г.Ф. Софронов и сын в

biblio-otk-185.jpg

Калуге. Универсальный магазин в собственном доме на Новоторжской улице». Ассортимент товаров, представленных в прейскуранте, оправдывал кредо торговли: «Выбор - как нигде, цены - ниже, чем везде».

 

На стрелке этой длинной улицы, которая тянется доСадовой, стоит дом, выстроенный в конце XVIII века длялесного старосты Осипа Сорокина, по имени которогоназывался уходящий влево переулок. Позже в этом домеразместилась аптека, которой последовательно владели Асмус,Фукс, Бромберг. Дом этот с ажурным чугунным крыльцомхорошо знаком калужанам как «аптека на стрелке», так как

 

biblio-otk-186.jpg

 

по сей день здание служит этому заведению.В Сорокинском переулке находился учрежденный в1841 г. женским благотворительным обществом Домтрудолюбия, где девочек-сирот обучали швейному делу иведению домашнего хозяйства. В 1900 г. при Дометрудолюбия была выстроена церковь Равноапостольногокнязя Владимира. Архитектор Е.И. Григорьев создалхрам в псевдорусском стиле.

 

Улицы, расходящиеся от стрелки, были торговыми, здесьцарили купцы, их быт и нравы. Ампирная архитектурадомов подчинялась требованиям торговой жизни. Онапочти не изменила своего облика и ежедневно напоминаетнам о почтенных годах нашего города и о том, что мы -обладатели уникального достояния - городского ансамбля,созданного в величественную эпоху русского классицизма.

biblio-otk-187.jpg

 

Марченко Наталья Владимировна