В километре на восток от села Вознесенье Тарусского района на краю поля стоит чудная Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Координаты храма 54.602649, 37.101683
Кирпичная с белокаменными элементами трёхпрестольная церковь построена 1886 в стиле эклектики вместо прежней деревянной. Имела Скорбященский и Флоро-Лаврский приделы в трапезной. Сочетающее элементы псевдорусского стиля и классицизма здание состоит из надстроенной световым четвериком со скошенными рёбрами основной части с массивными придельными помещениями и полукруглыми апсидами главного и боковых престолов, трапезной с полусферическим куполом и квадратной в плане трёхъярусной колокольни с декорированным "дынькой" помещением притвора. Закрыта в 1959, использовалась под склад. В настоящее время бесхозна. Завершение основной части утрачено.
Территория храма совсем недавно расчищена от зарослей, обнажив старинные надгробия. Пишут что "среди них выделяется уникальное масонское надгробие конца XVIII века, представляющее мраморное дерево с обрубленными ветвями, к которому прислонен алтарь с раскрытым евангелием и крестом". Видимо вот это.
Также пишут что храм построили очень некачественно, постоянно перестраивали, и вообще он неправильный, и даже склад из него перенесли потому что разрушаться стал. По-моему это все глупости. Отличный храм.
Отлично сохранился, но вряд ли его когда восстановят в ближайшее время. В Вознесенье восстанавливают рядом, там 400 человек живет, кто сюда-то в поле ходить будет если в селе есть свой храм.
Заглянем внутрь...
И залезем через окно раз двери закрыты...
Вот они двери, только уже изнутри
Настоящие старые двери храма
Посмотрим вверх
Внутри Церкви Введения
Храм выглядит целым, но разрушается. Нуждается в консервации как минимум. А так один из лучших заброшенных храмов области.
При храме хоронили уважаемых людей. Обычное сельское кладбище южнее в лесу.
Опята
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в урочище Введенское, Тарусский район
Деревьев на храме хватает... С одной стороны разрушают здание, а с другой вид интересный придают.
В самом конце скажу что в 1970 году в храме снимался дипломный фильм Михалкова "Спокойный день в конце войны" с Александром Кайдановским, Львом Дуровым, Александром Пороховщиковым и красавицей Натальей Аринбасаровой, актрисой польско-казахского происхождения, в главной роли.
Подходящую церковь нашли с трудом. Вот как об этом вспоминает ассистент художника Александр Адабашьян (он тогда учился на 4-м курсе Строгановки): «Сказать, что я ничего не понимал в этом, — не сказать ничего! Каждый день рано утром мы с оператором Коржихиным искали заброшенную церковь — как того требовал Михалков, непременно в чистом поле. Нам научно объяснили, что это невозможно: церковь испокон веков строили в центре деревни. Приезжаем к какой-то райкомовской тетке, крашенной пергидролью блондинке, и просим помочь молодым кинематографистам. Терпеливо объясняем, что слышали об одной похожей деревянной церквушке и хотим снимать там эпизод. «Что?! Кино?! Нет, туда я не пущу, и не думайте. Это исторический памятник. Понимаете, музей!» Но мы все-таки поехали посмотреть эту церковь. Приезжаем, спрашиваем. Местные мужички смеются: «Точно! Года два назад стояла, но еще прошлым летом ее раскатали на дрова». Церковь мы все-таки нашли. Другую. В чистом поле. Правда, она была окружена совершенно ненужными деревьями, четыре из которых засохли. Приехавшее начальство разрешило валить только два дерева, но мы отважились спилить все четыре. На помощь нам пришли тракторист с помощником, явные алкаши. Следить за тем, чтобы они для сокрытия «злодеяния» уносили подальше в лес спиленные стволы, приставили меня, молодого студента. Однажды прихожу в восемь часов на работу и ничего не понимаю: трактористы-дровосеки таинственно манят меня куда-то в пшеницу. Аккуратно достают из травы теплую бутылку водки и наливают содержимое в мерный стаканчик для машинного масла, уважительно обтерев его предварительно бумажкой. «Пей!» — протягивают мне его с закуской — мелкой килькой, завернутой в газету. «Слушай, брат, ты только никому не говори!» — намекая на то, что это магарыч за мое молчание. Оказывается, дрова они сплавили за деньги в деревню и очень боялись наказания. Я не стал признаваться в том, что мы за это должны им как минимум спасибо сказать, и, поломавшись, согласился их покрывать. Кончилось тем, что каждый день я, как дрессированный гусь, шел в пшеницу, покорно выпивал теплую водку, закусывая принесенным из дома бутербродом. Потом долго валялся в густой пшенице, приходя в себя...»
20 июля съемочная группа выехала в село Вознесенское. А уже на следующий день с утра начались съемки. Работали споро: снимали почти 37 полезных метров в день, что укладывалось в норму. Однако 2 августа съемки пришлось остановить — начались дожди. К счастью, длились они недолго, и вскоре работа продолжилась. Но трудностей все равно хватало. Однажды снимали на Оке речной эпизод, причем снимали в движении — оператор с камерой расположился на плоту. Но из-за сильного течения плот накренился, и оператор выпустил камеру из рук. Та упала в воду и утонула. Как ее ни искали, найти так и не смогли. Пришлось посылать в Москву за новой. Естественно, съемки пришлось снова остановить. Съемки фильма длились до 8 сентября и «сожрали» 83 945 рублей. Потом две недели шел монтаж. (информация с сайта памяти артиста Льва Дурова)
Видно что в 1970 году храм был уже потрепан временем, но росписи внутри стен оставались целыми.
Деревня в фильме бутафорская конечно же. Настоящая деревня Введение располагалась на северо-восток от храма, судя по картам 1941 года. На спутниковом снимке 1975 года деревни уже нет, но контуры огородов еще заметны. Фильм еще раньше снят, то есть исчезла деревня где-то при Хрущеве вместе с тысячами других "неперспективных".
В конце фильме главная героиня звонит в колокол. Вряд ли и он был настоящим, советская власть за полвека после революции наверняка оригинальный отправила на переплавку. А вот ограда цела.
Вот такой интересный храм у нас есть под Тарусой.
Рубрика Калужская область